Top.Mail.Ru
архив

Россияне работают на лекарства

Российский рынок лекарств в 2000 году рос быстрее, чем это предполагали менеджеры фармацевтических компаний. Активнее всего увеличивается спрос на современные препараты среднего и высшего ценовых сегментов. Вероятно, именно в среднем ценовом секторе и будут конкурировать основные участники рынка в ближайшие годы.

 

Аптечное окошко в Европу

В конце 1999-го эксперты прогнозировали на следующий год примерно 10-процентный рост. Однако даже пессимистично настроенные эксперты говорят, что рынок растет быстрее, чем ожидалось год назад. Компании по-разному оценивают объем рынка. Одни операторы считают, что в 1999 году в России было продано фармацевтических препаратов на $1,4 млрд, другие называют цифру $1,8 млрд. Соответственно и прирост рынка в 2000 году компании оценивают по-разному. По предварительным данным «ЦВ Протек», в 2000 году объем рынка составил в ценах производителей $2,1 млрд, то есть на 25 – 30% больше, чем годом раньше. Иными словами, в 2000 году средний россиянин потратил на лекарства около $15. Если темпы роста сохранятся, то через два-три года этот показатель составит более $30 в год, приблизившись к уровню потребления лекарств в Восточной Европе.

Соотношение импортных и отечественных фармпрепаратов в 2000 году существенно не изменилось: на импорт по-прежнему приходится 55 – 60%, остальную долю рынка составляют лекарства российского производства. Но в рейтингах компаний, работающих на фармацевтическом рынке, произошли заметные изменения. В рейтинге компаний-поставщиков, составленном газетой «Фармацевтический вестник», укрепили позиции крупнейшие производители – такие, как Novartis, Eli Lilly, Pfizer. А две компании – Yamanouchi Europe и SmithKlineBeecham (47% продаж этой компании составляет вакцина «Энджерикс В») продвинулись вверх на десятки пунктов.

Первое место, как и год назад, досталось корпорации Aventis. Эта компания планировала занять 4,5% российского рынка, а по итогам трех кварталов (окончательные итоги года еще не подведены) ее доля составила 6,7%. Старший менеджер по препаратам компании «Авентис» Юрий Литвищенко объясняет этот успех так: «За последние 10 лет мы вывели на российский рынок большое количество новых оригинальных препаратов, получивших признание врачей и пациентов. Мы не только разрабатываем новые лекарственные препараты, но и обеспечиваем их медицинскую и научную поддержку. Новому коллективу (Aventisобразовалась в результате слияния двух лидировавших прежде компаний Rhone-Poulenc и Hoechst Marion Roussel . – Прим. «Ко») удалось добиться слаженности. Наконец, наши успехи в России связаны с ростом благосостояния населения». Рост продаж Aventis не в последнюю очередь связан с увеличением продаж вакцин в России. В третьем квартале 2000 года на российский было поставлено в три с лишним раза больше вакцин, чем за аналогичный период 1999 года.

В «ЦВ Протек» согласны с мнением Юрия Литвищенко о том, что рост фармацевтического рынка прежде всего объясняется увеличением доходов населения.

Крупные дистрибуторские компании, пользуясь оживлением рынка, стараются упрочить свои позиции как в столице, так и в регионах. В целом это им удается: доля рынка, занимаемая группой крупнейших дистрибуторов, постоянно растет.

Например, компания «ЦВ Протек» увеличила за год свою долю на рынке оптовых продаж на 25%. В 2000 году компания практически завершила создание региональной сети. По оценке коммерческого директора «ЦВ Протек» Владимира Князева, «З5 филиалов (каждый из которых имеет собственный склад, службы обработки и доставки товара, маркетинга, продаж) и 27 торговых представительств позволяют говорить о первой в России общенациональной системе дистрибуции лекарственных препаратов».

Дистрибуторская компания «СИА Интернэшнл» в мае 2000 года создала Ассоциацию фармацевтических предприятий (АФП), в которую первоначально вошли 40 московских аптек, связанных с компанией договорными отношениями. Позднее в АФП вошли еще несколько аптек Москвы и Санкт-Петербурга, АОЗТ «ФТК Интерлизинг», занимающее в рейтинге дистрибуторов восьмое место, и Скопинский фармацевтический завод. Осенью 2000 года АФП была преобразована в компанию «Фармир». ЗАО «Время» также успешно расширяет сеть своих аптек «36,6»: очередная аптека была открыта в конце декабря в Москве.

 

Что выбирают покупатели?

Итак, по мнению операторов, одной из причин быстрого роста объема российского фармацевтического рынка стало увеличение спроса. В свою очередь, структура спроса тоже изменилась: большей популярностью стали пользоваться дорогие лекарства.

В рейтинге розничных продаж по Москве строчки в первой десятке по-прежнему занимают такие препараты, как но-шпа, эссенциале, супрастин, церебролизин, бисептол. К ним в последнее время добавились и новые, относительно дорогие и «необязательные» препараты – такие, как низорал, виагра и препарат для похудения ксеникал. Впрочем, виагра и ксеникал вошли в рейтинг исключительно благодаря высокой цене: по количеству проданных упаковок виагра примерно в десять раз уступает препарату мезим-форте (25-е место по объемам продаж).

«Интерес россиян к более дорогим и качественным препаратам, несомненно, растет. Это обусловлено понятным желанием лечиться эффективно и безопасно. К сожалению, позволить себе это пока могут не все», – говорит Юрий Литвищенко.

По данным маркетинговых исследований, потребители при покупке современных препаратов чаще делают выбор в пользу более дорогих лекарств иностранного производства, считая российские дженерики менее качественными. «Несмотря на то что наши препараты не отличаются по составу от импортных аналогов и при этом гораздо дешевле, покупатели все равно предпочитают импортные лекарства. Они не верят, что в России можно производить качественные препараты», – говорит Александр Тюляев, директор центра маркетинговых исследований ХФК «Акрихин».

Лекарства относятся к тем товарам, качество которых потребитель сам определить не в состоянии, поэтому дорогие анальгетики, витамины и еще некоторые виды фармпрепаратов потребители выбирают, ориентируясь на имя производителя. Кроме того, врачи отмечают, что их пациенты стали более внимательно относиться к своему здоровью, они больше внимания обращают на безопасность и эффективность лекарства. Например, как заявила генеральный директор группы компаний «Ремедиум» Сирма Готовац, «пациенты настороженно относятся к препаратам, предназначенным для быстрого снижения веса».

Цены на препараты в недалеком будущем возрастут «благодаря» государственной «поддержке» рынка. Новый Налоговый кодекс предусматривает с 2002 года введение НДС на препараты, не входящие в «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств». В этот перечень входят препараты, составляющие только 30 – 40% объема потребления. Таким образом, большая часть лекарственных средств подорожает для конечного потребителя на 30 – 50%. Данные опроса, проведенного в Москве Центром социальных исследований в июле 2000 года, показывают, что при подорожании лекарств на 20 – 30% большинство пенсионеров (62%) вынуждены будут частично отказаться от покупки необходимых препаратов. «Сегодня российский фармацевтический рынок по сравнению с западными рынками мал и менее платежеспособен. Поэтому крупные фармацевтические компании не торопятся выводить на российский рынок новейшие дорогостоящие разработки. Дополнительным препятствием для появления новинок в России станет введение НДС. До включения в перечень (а с момента регистрации и начала продаж в аптеках до включения в перечень проходит от шести месяцев до года и более ) даже самые эффективные и необходимые населению новые препараты будут облагаться НДС», – заявил председатель правления ассоциации фармацевтических дистрибуторов «Фармрос» Владимир Чубарев.

На повышение интереса к более дорогим и современным лекарствам реагируют не только импортеры и иностранные производители, но и отечественные заводы. Правда, не все.

Конкуренция среди российских производителей обостряется. Для завоевания доли рынка компании занимаются созданием собственного имиджа, стараются вести гибкую ценовую и маркетинговую политику.

По росту объемов производства наиболее впечатляют курганское ОАО «Синтез», АООТ «Биохимик» (Пенза) и особенно предприятие «Брынцалов А», которое увеличило объем производства на 100%, а долю рынка примерно на 2%. На предприятии в 2000 году ввели в эксплуатацию три новых цеха, а в 2001 году планируется запуск еще двух. Эксперты отмечают, что параллельно с расширением производства руководство компании занимается еще и демпингом.

Впервые в Топ-20 крупнейших фармацевтических рекламодателей вошли два российских предприятия. Это ОАО «Красногорсклексредства» и ХФК «Акрихин». Принцип организации рекламных кампаний этих предприятий можно сформулировать так: «Числом поболе, ценою подешевле». По числу рекламных выходов «Акрихин» занимает четвертое место, опережая, например, UPSA и ICN Pharmaceuticals (при том, что рекламные бюджеты UPSA и ICN Pharmaceuticals за январь – сентябрь 2000 года были в четыре-пять раз больше). Интересно, что российские предприятия занимаются не только продвижением определенных препаратов, но и имиджевой рекламой. В телевизионных роликах ОАО «Красногорсклексредства» акцент делается именно на имени компании, а не на конкретных марках продукции.

Российские заводы можно разделить на две группы, различающиеся подходом к освоению рынка. Одни пытаются потеснить иностранных производителей в среднем и верхнем ценовом сегментах, а другие конкурируют друг с другом в нижнем ценовом сегменте.

К первой группе предприятий относится, например, ХФК «Акрихин». На заводе в основном производятся так называемые брэнд-дженерики – препараты из лицензионной субстанции, выпускаемые в усовершенствованной форме. Основными своими задачами руководители завода считают расширение ассортимента выпускаемой продукции и приведение производства в соответствие с международными фармацевтическими стандартами GMP.

Предприятия второй группы занимаются выпуском старых дженериков по низкой цене. К их числу относятся такие крупные заводы, как ГУП «Татхимфармпрепараты», питерский «ICN Октябрь», а также курганский «Синтез». Они работают в нижнем ценовом сегменте рынка. И в целом делают это вполне успешно: в третьем квартале на заводах отмечен значительный рост производства. Потребность рынка в дешевых лекарствах по-прежнему весьма значительна: по данным центра маркетинговых исследований ХФК «Акрихин», 70% общего объема продаж в России – это дженерики старого поколения. Пока подобная тактика позволяет производителям избежать затрат на реконструкцию и многих других издержек. Однако в ближайшие несколько лет тактику россиянам все же придется менять. По прогнозам аналитиков The Boston Consulting Group, ценовое лидерство российских заводов будет утрачено к 2005 году – на это время намечен перевод российской фармацевтической промышленности на новые, более дорогостоящие стандарты производства GMP.

Еще по теме