Россияне стали больше читать в онлайне
Россияне стали активнее читать книги в электронных библиотеках — трафик таких приложений за прошлый год вырос на 50%. По числу активной аудитории лидируют «Литрес», MyBook и Bookmate.
В 2022 году российский рынок цифровых книг впервые не показал роста — тогда объем продаж остался на уровне 2021 года и составил 11 миллиардов рублей, рассказывал президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. Сегодня, по мнению экспертов, последствия начавшегося весной 2022-го кризиса постепенно сходят на нет.
На восстановление рынка сервисов для чтения позитивно влияет в том числе рост цен на печатные книги. Так, с января по июнь 2023 года стоимость бумажной книги в магазинах подскочила на 7,4% к аналогичному периоду 2022-го. Средняя розничная цена повысилась до 446,9 рубля, следует из отчета Ассоциации книгораспространителей. Прежде всего это связано с изменением цепочки поставок: раньше основная часть материалов (краски, клей, нитки и другое) импортировалась из Европы, а теперь поставляются из стран Азии. На этом фоне российские читали стали реже покупать традиционные книги и начали переходить в цифру.
Считается, что основная причина — проблемы с платежами в онлайн-магазинах приложений App Store и Google Play, которые возникли после начала спецоперации на Украине и введения санкций против РФ. Также на положении дел сказался уход сервиса Storytel, заявившего о прекращении работы в стране с октября 2022 года.
В 2023-м на рынке наметился тренд на восстановление. Так, в третьем квартале прошлого года рынок цифровых книг увеличился на 31% и достиг 3,3 миллиарда рублей, сообщили в «Литресе». Тем самым сегмент вернулся к темпам роста, наблюдавшимся до начала военного конфликта. В компании отмечали, что по итогам 2023 года общий подъем рынка цифровых книг может достичь 13–15% — 12,5 миллиарда рублей.
В частности, основными точками развития для рынка генеральный директора «Литреса» называл подписной формат, аудиокниги и самиздат. При этом последний в прошлом году впервые обеспечил больше половины продаж популярных книг онлайн-формата.
Лидеры онлайна
Согласно исследованию аналитиков Yota, проведенного на основе обезличенных данных абонентов, самой популярной онлайн-библиотекой в 2023 году оказался «Литрес». Его пользователи на чтение суммарно потратили больше всего интернет-трафика, а в сравнении с 2022-м этот показатель вырос на треть.
На второе место вырвался сервис Bookmate, который прежде не входил даже в топ-5 сегмента. Он продемонстрировал наибольший рост на фоне ухода из России шведской компании Storytel и перехода Bookmate к «Яндексу» в декабре 2022 года.
Замыкает первую тройку лидеров приложение MyBook: за год потребление трафика в нем увеличилось на 10%. При этом по числу активных пользователей MyBook занимает вторую строчку, обгоняя Bookmate и уступая лишь «Литресу».
В целом трафик всех книжных сервисов увеличился на 50% за последний год, хотя общее число пользователей повысилось незначительно — всего на 1%.
Выбывший из рейтинга Storytel ранее занимал в стране третье место по размеру аудитории, отмечают аналитики. Однако, после того как компания покинула российский рынок, пользователи сервиса перераспределились между отечественными электронными библиотеками.
Основные читатели
Почти каждый третий (31%) пользователь сервисов электронных книг — это абоненты 26–35 лет. Россияне постарше (36–45 лет) также активно пользуются такими приложениями — они составляют 29% аудитории. По данным Yota, и старшее поколение стало чаще читать онлайн: пользователи от 55 лет в 2023 году тратили на подобные сервисы на 71% больше трафика, чем годом ранее. В полтора раза (+48%) вырос интерес к онлайн-чтению и у зумеров — это абоненты в возрасте 14–20 лет.
Мужчины составляют 51% аудитории сервисов онлайн-библиотек. При этом мужская аудитория активнее женской в приложениях, предпочитающих аудиокниги («Патефон» и Storytel), а женщины тратят больше трафика в MyBook и «Литресе».
Основная часть читателей электронных книг — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Томске. На жителей этих регионов приходится больше всего интернет-трафика в расчете на одного пользователя, следует из исследования.
Чтение с пониманием
По данным Bookmate, в 2023-м россияне в основном читали литературу по саморазвитию, личностному росту и психологии.
В числе самых популярных книг оказались:
«Думай медленно… решай быстро» Даниэля Канемана;
«К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» Ольги Примаченко;
«Путешествие в Элевсин» Виктора Пелевина;
«Atomic Heart. Предыстория “Предприятия 3826”» Харальда Хорфа;
«Все закончится, а ты нет. Книга силы, утешения и поддержки» Ольги Примаченко.