Top.Mail.Ru
бизнес

Сбербанк и Mail.ru Group зайдут через желудок

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

В экосистеме Сбербанка и Mail.ru Group пополнение. Их совместное предприятие «O2O Холдинг» стало мажоритарным акционером сервиса экспресс-доставки готовых блюд «Кухня на районе». До конца года должна быть структурирована покупка 84,7 % акций компании. Сумма сделки не разглашается, экспертная оценка стоимости всего бизнеса — около 1 млрд руб.

По итогу 2020 года «Кухня на районе» планирует масштабироваться до границ всей Москвы и заработать 3 млрд руб. Это яркое свидетельство того, что на рынке еды, который в России оценивается в 18 трлн руб., начинается передел.

Единственный вариант — продаться

Фудтех — одна из немногих растущих на карантине ниш, где еще не было ИТ-тяжеловесов.

«Теневые кухни сегодня становятся популярными во всем мире — от Китая и Индии до США и России. В отличие от сервисов доставки еды они являются вертикально интегрированными бизнесами — сами готовят и доставляют блюда, — поэтому они прибыльны на один заказ с первого дня работы. А в отличие от ресторанов они в разы более эффективны с точки зрения инвестиций», — полагает Егор Абрамов, инвестиционный директор Fort Ross Ventures.

Это понимают и яркие предприниматели, которые, создав начальный капитал на мобильных технологиях или веб-дизайне, строят проекты в этой области. Так поступили в 2017 году создатели «Рокетбанка» Олег Козырев и Алексей Колесников, бывший маркетолог банка Кирилл Родин и основатель сервиса «Едасюда» Антон Лозин, задумавшие в 2017 году рестораны, которые будут работать только на доставку. 

Сейчас в столице работают 34 «Кухни на районе», которые привозят блюда (в еженедельной ротации их около 100) для жителей конкретного района в течение получаса. Компания оформляет около 20 тыс. заказов ежедневно. В декабре 2019 года у «Кухни на районе» было 10 тыс. заказов в день, а выручка без НДС — 800 млн руб.; если сервис, как заявляют основатели, увеличил количество заказов в два раза, то выручка может достигать 1,5 млрд руб. в месяц.

Инвесторами сервиса были основатель проекта «Делатели.Офисов» Павел Мельников и управляющий партнер АФК «Система» Максим Янпольский. По информации Forbes, они вложили в «Кухни» 5 млн руб. Полгода назад сервис привлек несколько миллионов долларов от сооснователя Qiwi Сергея Солонина и «ПИК-инвестпроект». 

Логичным продолжением истории стартапа стала продажа крупному игроку, так как это способ заработать для основателей сервиса через два-три года после открытия проекта. Появления единорога в фудтехе ждать не стоит: одни лишь опасения вторжения в отрасль компании Amazon.com поставили крест на перспективах стартапа Blue Apron: с момента IPO в 2017 году стоимость их акций снизилась в 20 раз. А основатели «Кухни на районе», скорее всего, заработают на удачном проекте уже в этом году.

В России отрасль пока свободна от тяжеловесов, и пионерам есть где развернуться. Для Сбербанка и Mail.Ru Group, практически исчерпавших традиционные направления роста, становится важно охватить услугами максимальное число потребителей и оценить потенциал выручки, говорит аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын. 

«Почти все, кто может пользоваться Интернетом, им пользуются, — охват достиг почти 80 % взрослого населения страны, да и дети в сети поголовно. Отразить натиск Цукерберга с фланга, при помощи Instagram и WhatsApp, лидеры российской онлайн-индустрии не успели. Да тут с Востока еще подоспели TikTok и Like, а ответной атаки на глобальных рынках пока не получилось. Куда расширяться, кроме гигантского рынка электронной коммерции, где, как пока представляется, места хватит многим? — рассуждает Леонид Делицын. — Клиентами Сбербанка тоже являются все, а на традиционный банковский бизнес наступают и финтех-стартапы, и операторы сотовой связи со своими банками (и клиентской базой в сто миллионов человек, которой они имеют возможность предлагать финансовые услуги), и даже социальные сети и мессенджеры, которым США только и успевает запрещать выпускать свои валюты. Остановить вторжение Facebook и Telegram на рынок переводов и платежей удалось только административным путем». 

Однако на рынок доставки еды Facebook пока не пойдет, считает эксперт, потому что у него есть более легкое направление развитие — растущая аудитория стран третьего мира. Telegram мог бы начать экспансию, если после расплаты с кредиторами у него останутся свободные средства.

Передел вкусного рынка

Сделка Сбербанка и Mail.ru Group с «Кухней на районе» иллюстрирует, что на рынке еды происходит смена покупательских предпочтений и паттернов потребления. «Население активно подключается к покупке еды дистанционно. При этом потребитель легко переключается между доставками блюд из ресторанов, продуктов из магазинов, заказами служб доставок, не имеющих собственных магазинов или производственных цехов, и так далее. В России формируется единый рынок еды объемом сотни миллиардов рублей и двузначными темпами роста в ближайшие годы. Все сервисы, развивающиеся в этом направлении, в том числе "Кухня на районе", могут словить волну», — отмечает генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

Если к обороту розничной торговли (16 трлн руб.) прибавить выручку рестораторов (2 трлн руб.), можно увидеть гигантский рынок, за который идет война. 

Президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров видит в распространении цифровых сервисов угрозу для традиционного бизнеса. «Компаниям достаточно владеть технологиями анализа больших данных (анализ разнородной информации по доставке — средний чек, половозрастные характеристики клиентов, предпочтения по блюдам и т. д. — Примеч. «Ко».) — они изучат весь рынок вплоть до последней квартиры, откроют опорные рестораны на районах, сделают темные кухни и выдавят малый бизнес с рынка», — отмечает Игорь Бухаров. 

Пример этому ресторанная индустрия увидела на старте пандемии. «Мы просили крупнейших агрегаторов помочь предпринимателям, которые были вынуждены закрыть рестораны, просили снизить комиссию. "Яндекс" не пожелал идти на уступки, — подчеркивает Игорь Бухаров. — ИТ-корпорации считают, что пришли для захвата этого рынка, при этом называют себя информационным бизнесом, а не рестораторами. Однако мы надеемся, что, подобно ситуации с сервисами такси, фуд-агрегаторы будут постепенно признаваться работодателями, а не операторами платформ данных».

Часть из рестораторов пытаются делать свои сервисы «Направление "еда на дому" сейчас действительно очень перспективное, и мы намерены быть его участником, — говорит сооснователь ресторанного холдинга Tigrus Хенрик Винтер. — Наш новый проект "Ленивый шеф" заточен на то, чтобы у людей была возможность приготовить ресторанную еду в домашних условиях при минимальных трудозатратах». Но конкурировать будет сложно. Как предупреждает Иван Федяков, начинается жесткая конкуренция между монстрами. В борьбу за желудок потребителя уже вступили крупные FMCG-ретейлеры, ИТ-экосистемы («Яндекс», Mail.ru) и банковские экосистемы (Сбербанк). Выигрыш — за омниканальными моделями, где доставка продуктов из магазина дополняется возможностью заказать блюда из любимого ресторана или ноунейм-ужин эконом-класса. У «Яндекса» есть популярный сервис «Еда», который продает в том числе товары под собственной торговой маркой, и «Лавка», был проект «Яндекс.Шеф», который они закрыли.

Один из главных вопросов для ИТ-компаний, вступающих в эту гонку, — смена способов монетизации. «Доставка еды — отрасль, где можно извлечь выгоду из массового единообразного сервиса, но три с половиной тысячи рецептов и сто рецептов недели — это уже своего рода консалтинг, где нужны опытные повара и контроль качества этих сотен и тысяч блюд, а не физически крепкие парни с навигатором и большим коробом на спине», — подчеркивает Леонид Делицын.

Он уверен, что падение доходов населения на этот сегмент вряд ли повлияет: у вынужденных работать на удаленке сотрудников многих компаний нет времени и сил не только готовить еду, но даже мыть посуду, а вторая волна коронавируса станет подарком для всех видов сервисов «оставайся дома» (stay home).

Генеральный партнер Arctic Ventures Антон Аликов полагает, что перспективы не такие радужные, хотя интеграция Сбербанка и Mail.Ru Group в сервисы новых владельцев позволит создать противовес сервисам «Яндекса» и в конечном счете повысить конкуренцию и качество услуг.

«Приобретение "Кухни на районе" на предположительном излете пандемии в России после пикового спроса может быть оправдано или перспективами высоких темпов роста выручки, или увеличением маржинальности бизнеса, — говорит Антон Аликов. — С учетом размера среднего чека и стагнирующих седьмой год реальных доходов населения, а также наличия локализованного спроса только в крупных городах, ставка на такой рост выглядит достаточно агрессивной».

«Компания» ранее подробно рассказывала о том, как устроены «темные кухни» 

Материал подготовлен при участии Ольги Блиновой и Виталия Мосеева