$ 74.13
 90.09
£ 104.87
¥ 68.25
 82.06
GOLD 1837.26
РТС 1552.63
DJIA 34189.39
NASDAQ 13362.25
 4076246.00
бизнес

Семь кругов спора

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

В конце марта между брендом спортивной одежды Nike и креативной компанией MSCHF разгорелся спор. Последняя выпустила «сатанинские кроссовки», партию которых раскупили за минуту. Радость арт-коллектива была недолгой, и через неделю продажу обуви запретили. В чем суть конфликта и при чем тут Nike — в материале журнала «Компания». 

Кроссовки от креативной команды из Нью-Йорка поступили в продажу 29 марта. MSCHF совместно с рэпером Lil Nas X выпустила коллекцию под названием Satan Shoes («Сатанинская обувь»). Черно-красные кроссовки дополнили бронзовой подвеской в виде пентаграммы. На них также нанесли надпись «LUKE 10:18» (отсылка к отрывку Евангелия от Луки: «Я видел Сатану, спадшего с неба, как молнию»).

На этом создатели обуви не остановились. Пузырек воздуха в подошве каждой пары обуви они заполнили каплей человеческой крови. Утверждалось, что кровь во имя искусства сдали шесть сотрудников MSCHF. При этом ее собирали не медики-профессионалы, а сами члены арт-группы.

«Если мы можем сделать людей поклонниками бренда, а не продукта, мы можем делать все что захотим. Мы создаем то, что нам хочется. Нам все равно», — говорил в прошлом году один из основателей MSCHF Дэниел Гринберг. 

Кроссовки Сатаны против обуви Иисуса 

В общей сложности компания создала 666 пар Satan Shoes. Последнюю арт-группа оставила себе, а остальные 665 выпустила в продажу по 1018 долларов. За день до этого Lil Nas X опубликовал на YouTube видео под названием «Lil Nas X извиняется за Satan Shoes». Ролик начинается с его монолога, а затем прерывается кадрами из клипа, на которых рэпер танцует на коленях у Сатаны.

Покупатели необычной обуви нашлись мгновенно. Коллекцию из 665 пар раскупили меньше чем за минуту со старта продаж. Стартап призвал отнестись к кроссовкам как к произведению искусства. «Сатана — такая же часть художественно-исторического канона, как и Иисус», — заявили члены команды.

Примечательно, что в 2019-м стартап выпустил прямо противоположную коллекцию. Тогда в продажу поступили Jesus Shoes («Кроссовки Иисуса») с металлическим распятием на шнурках и святой водой внутри подошвы. Сбоку на кроссовках красовалась надпись «МТ 14:25», отсылающая к строкам Евангелия от Матфея. Правда, оба раза провокационные коллекции били по репутации бренда Nike. 

Lil Nas XФото: MSCHF

Мгновенное возмездие 

Конфликт между спортивным гигантом и MSCHF возник сразу после старта продаж. 30 марта Nike подал на компанию в суд, обвинив ее в нарушении прав на товарный знак. Дело в том, что в новой коллекции арт-коллектив использовал чужие наработки, а «Сатанинская обувь» не что иное, как модифицированная версия Nike Air Max 97.

В случае с Jesus Shoes арт-коллектив пошел по тому же пути, однако тогда производитель спортивной обуви не стал предпринимать никаких действий. В этот раз Nike сразу заявил, что никак не связан ни с Little Nas X, ни с MSCHF. «Nike не занимался дизайном и запуском в продажу этой обуви, и мы не поддерживаем это», — заверили в компании.

Через три дня суд встал на сторону Nike в этом вопросе, запретив MSCHF продавать Satan Shoes. Хотя коллекцию моментально раскупили, адвокаты Nike сомневались, что создатели успели так быстро отправить всю партию. Точка в споре между Nike и MSCHF была поставлена 9 апреля. Творческий коллектив заставили выкупить назад все распроданные кроссовки и вернуть людям их стоимость.

Насколько охотно люди будут возвращать лимитированный товар, пока неизвестно. «Покупатели, которые не вернут их обувь, позднее столкнутся с дефектом продукта или другими проблемами, связанными со здоровьем, должны обращаться к MSCHF, а не в Nike», — предупредил спортивный бренд. 

Вызов обществу и капитализму 

Nike не единственная компания, чьи наработки использовались в творчестве MSCHF. В феврале текущего года коллектив выпустил подделку кожаных сандалий Birkenstock. Материалом для них послужили сумки Birkin 35 bag от знаменитого французского дома моды Hermès.

Художники закупили сумок на 122,5 тысячи долларов и перекроили их в десять пар эксклюзивных сандалий. Свое творение они назвали Birkinstocks (по аналогии с немецкой маркой сандалий). Таким образом арт-группа сблизила мир массмаркета и высокой моды.

Каждую пару обуви MSCHF произвела вручную. Первые 10 пар коллекции раскупили, теперь сандалии производятся по заявкам. За время существования группы ее клиентами становились рэпер Дрейк, Кайли Дженнер и прочие знаменитости.

«MSCHF создает произведения искусства, которые живут непосредственно в системах, которые они критикуют, вместо того чтобы прятаться в галереях с белыми стенами. Нет лучшего способа начать разговор о культуре потребления, чем участвовать в ней», — уверены художники.