Top.Mail.Ru
архив

Сибирские расклады

Сибирские авиакомпании, входящие в десятку лидеров рынка, активно подминают под себя более слабых конкурентов. Причем вопреки прогнозам объектом поглощения выступают не заведомо слабенькие «регионалы», а стабильно развивающиеся крупные компании.

Объявление о покупке акционерами «Тюменьавиатранса» (ТАТ) 49,6% акций «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ) относится к разряду громких сенсаций. По данным ТКП, по итогам двух месяцев 2002 года авиакомпания «Тюменьавиатранс» занимает 4-е место по объему пассажирских перевозок на внутренних и международных воздушных линиях. Количество перевезенных на самолетах пассажиров составило 148,2 тыс. человек. Авиакомпания «Домодедовские авиалинии» занимает 8-е место по количеству пассажиров, перевезенных на внутренних и международных линиях с абсолютным показателем 70 774 человека.

Инициатором сделки стал Дмитрий Копьев, гендиректор финансовой компании «Центральное инвестиционное агентство» и зампредседателя наблюдательного совета ТАТ. По его словам, акции ДАЛ были выкуплены у офф-шоров и сейчас принадлежат компаниям, в совокупности контролирующим 25% акций «Тюменьавиатранса».

Представители ТАТ отказываются комментировать сделку. В специальном пресс-релизе сказано, что 11 апреля 2002 года наблюдательный совет ОАО «Авиакомпания «Тюменьавиатранс» приняла решение о создании рабочей группы по оценке возможности слияния с авиакомпанией «Домодедовские авиалинии» в связи с тем, что акционеры «Тюменьавиатранса» приобрели 49,6% акций этой компании, обеспечив тем самым 58% голосов. Координировать работу группы будут Дмитрий Копьев и генеральный директор авиакомпании Андрей Мартиросов.

Главная задача новых акционеров ДАЛ – уладить конфликт с государством из-за приватизации авиакомпании. В начале 2001 года Минимущество, недовольное действиями руководства ДАЛ, поставило задачу сделать собственником компании рабочий коллектив. Была объявлена закрытая подписка на 50% акций компании. Однако акции до коллектива так и не дошли. Они тут же были скуплены офф-шорами. Минимущество попыталось через суд отменить приватизацию компании. Вторым шагом стала смена генерального директора. Покупка акций ДАЛ акционерами ТАТ стала большим сюрпризом для чиновников. По словам начальника отдела общественных связей Минимущества Александра Паршукова, хорошо, что покупка совершена не офф-шорами, а нормальной, серьезной компанией, акционеры которой готовы к переговорам и компромиссам. С другой стороны, как подчеркивает Паршуков, больше всего пострадал трудовой коллектив, который может остаться без дивидендов и с крохотной долей акций – 0,26%. Потому возможны несколько сценариев. Например, отдать коллективу долю акций в новой компании. В любом случае процесс слияния может продлиться несколько лет. Один из вариантов ускорения процесса – слияние через банкротство поглощаемой компании. Именно так поступила «Сибирь» с «Внуковскими авиалиниями», став компанией № 2 в российской табели о рангах. Теперь «Сибирь» получает мощного, амбициозного конкурента в лице ТАТ. Не стоит сбрасывать со счетов и «КрасЭйр». Хотя, по словам руководителя пресс-центра «КрасЭйр» Александра Соколова, красноярцы в ближайшее время не собираются создавать альянсы, предпочитая расти самостоятельно. Впрочем, уже через несколько лет число участников рынка сильно уменьшится. Во время списания устаревших региональных самолетов Ан-24 и Як-40 российское небо покинет множество небольших компаний, основу парка которых и составляют эти самолеты.

Процесс глобализации авиарынка, безусловно, затронет и аэропорты. Наиболее уязвимые позиции у Внукова. По сведениям анонимного источника, «Сибирь» собирается покинуть Внуково. Вопрос в том, какому из аэропортов будет отдано предпочтение. Пока чартерные рейсы компания совершает из Шереметьева. Как уже сообщал «Ко», руководство этого аэропорта собирается отдать предпочтение регулярным рейсам, а чартеры вытеснить на летные поля конкурента. Но все может измениться. Например, приход «Сибири» в Домодедово резко снизит шансы «проблемного» Шереметьева. Перевод части рейсов из Внукова в Домодедово значится в планах ТАТ.

Еще по теме