GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
мнения

Сквозь умные очки

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Согласно исследованию «ТМТ Консалтинг» и Huawei, российский рынок AR/VR в 2020 году вырос на 16% и достиг 1,4 млрд руб. На сегмент виртуальной реальности пришлось 1,1 млрд руб., дополненной реальности – 0,3 млрд руб. Основная группа потребителей софта в России не такая, как за рубежом — отечественные разработчики больше ориентируются на предпринимателей, в то время как на Западе технологии VR/AR больше предназначены для конечных потребителей. Продакт-менеджер российской компании «АР Софт», специализирующейся на внедрении технологий дополненной реальности в реальные бизнес-процессы, Никита Чернов рассказал в колонке для журнала «Компания», чем AR/VR-технологии полезны в промышленном секторе.

По оценкам экспертов, российский рынок технологий дополненной и виртуальной реальности, несмотря на экономический кризис, будет расти на 37% в год и через пять лет году достигнет 7 млрд руб. Как отмечают в Huawei, у России есть все шансы стать крупным игроком на международном рынке решений на базе AR/VR, но с одной особенностью — в нашей стране в отличие от остального мира стремительнее развивается сегмент B2B, доля которого к 2025 году вырастет до 72%.

Польза диджитал

Как выяснили TAdviser и «КРОК Иммерсивные технологии», больше всего в AR/VR заинтересованы нефтегазовый сектор, нефтехимия, горнодобывающая промышленность, металлургия и энергетика. Технологии виртуальной или дополненной реальности помогают проектировать и собирать конструкции, обслуживать и ремонтировать оборудование и обучать персонал — так компании экономят денежные и человеческие ресурсы.

Промышленные организации начали интересоваться внедрением VR/AR в производство около пяти лет назад. Например, специализированное издание Comnews.ru в 2017 году писало, что ПАО «Газпромнефть» совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ) отберет самые успешные VR/AR-проекты, чтобы потом интегрировать их в производственные процессы. Спустя пару лет, в 2019 году, ТАСС сообщил о планах «Газпромнефти» использовать VR-технологии при строительстве 80% объектов. Принцип работы следующий: предложенные решения оцифровываются и загружаются в программу, к ним привязываются график строительства и поставки материалов, а специалисты в VR-очках осматривают виртуальный объект и определяют, какие решения эффективнее.

Последние разработки

В конце прошлого года «АР Софт» запатентовал новое программное обеспечение — AR Trays Designer — которое с помощью очков дополненной реальности моделирует инженерные решения на месте строительства и позволяет проводить авторский контроль. Софт помогает избежать расхождений между тем, что спроектировано и тем, что построено, и сэкономить время на предпроектные работы и корректировку документов.

По нашим данным, российские строители из-за ошибок на этапах проектирования и строительства теряют около 50% от стоимости проекта. Технологии дополненной реальности помогают заметно сократить объем потерь. Например, как показал эксперимент, обычно один проектировщик тратит 32 часа на проектирование кабеленесущей системы эстакады протяженностью 200 метров, а если использовать AR trays designer, то времени понадобится в восемь раз меньше — всего четыре часа. Кроме того, программа сокращает время на устранение последствий чрезвычайных ситуаций, особенно, если авария случилась на удаленном объекте, куда сложно быстро добраться. 

Другая разработка компании – AR mobile – позволяет проводить авторский надзор на планшете, где можно увидеть расхождения с проектной документацией и сразу обозначить, что необходимо исправить. Новые разработки заинтересовали ряд крупных энергетических, нефтегазовых и строительных компаний, с которыми мы сейчас ведем переговоры.

Сколько стоит внедрение VR/AR-технологий

На внедрение проекта на базе технологии дополненной или виртуальной реальности может уйти от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей, все зависит от технического задания. Цена складывается из стоимости оборудования, ПО, услуг интеграции, контента VR/AR и сценариев. Соотношение стоимости компонентов тоже зависит от проекта, но нужно учитывать, что цена контента, другими словами, программы, лицензию на которую нужно покупать каждый месяц или каждый полгода, со временем превысит стоимость остального.

Если привести в пример самый трудозатратный проект — внедрение VR-тренажера для устранения чрезвычайных ситуаций, то около 40% стоимость уйдет на оборудование, 30% – на контент и по 10% – на ПО, сценарии и интеграцию. Общая стоимость проекта составит до 10 млн рублей. Не стоит забывать, что кроме денег, нужны временные и человеческие ресурсы. В данном случае потребуется около полугода и команда примерно из восьми человек.

Внедрить AR-проект, как правило, проще. Например, для AR trays designer сперва необходима 3D-модель объекта, ее можно создать в любой системе автоматизированного проектирования, иначе говоря, САПР-программе, которой часто пользуются инженеры. Затем предприятию нужны AR-очки, в среднем они стоят 6 тыс. долларов. Потом покупается программа, лицензия на нее обычно стоит от 30 тыс. рублей. Далее сотрудники нашей компании несколько дней обучают специалистов предприятия пользоваться оборудованием и программой. На внедрение и тестирование софта обычно уходит около месяца, обучение персонала займет пару дней.

Согласно исследованию AVRA, промышленный сегмент готов внедрять AR/VR-технологии. В первую очередь, они нужны отрасли для экономии ресурсов и снижения числа ошибок на производстве. Примечательно, что около 80% опрошенных считают, что AR для промышленного сегмента перспективнее, чем VR, поэтому смею предположить, что AR-проекты в России будут развиваться динамичнее, чем VR.