Top.Mail.Ru
архив

Со своим уставом

Наши западные соседи до сих пор не могут поверить, что Россия способна поставлять за рубеж что-то, кроме нефти, водки и белых медведей. Именно поэтому в Восточной Европе до сих пор уверены, что российская компания, которая работает в сфере ИТ, это опасный нонсенс, от которого следует держаться подальше.

 

Проблемы ИТ-бизнеса в Центральной и Восточной Европе по традиции обсуждают на ежегодной конференции Channel Focus Central & Eastern Europe. Собравшиеся в Будапеште вендоры и дистрибуторы говорят о «наболевшем» – о влиянии процесса расширения Евросоюза на ИТ-рынок, об изменениях в экономических структурах стран, ну и, разумеется, о специфике работы в странах Восточной Европы.

От России на Channel Focus выступал президент группы компаний RRC Константин Сидоров. RRC Group занимается дистрибуцией «тяжелого» проектного оборудования для корпоративных заказчиков и потребительской электроники для домашних пользователей и небольших компаний (рынок SOHO). RRCразвивает свой бизнес не только в СНГ, но и у западных соседей – в Польше, Венгрии, Чехии, Сербии, Словакии и Словении. При этом на Европу приходится около 50% от всего оборота RRC.

О том, почему «оранжевая революция» на Украине серьезно ударила по национальной ИТ-отрасли, а журналисты из Восточной Европы думают, что россияне «идут в хай-тек» только для того, чтобы отмыть деньги, в интервью «Ко» рассказывает президент RRC Константин Сидоров.

 

 

– Какие тенденции вы бы сегодня выделили в развитии отечественного ИТ-рынка, и как со временем изменилось само понятие «рынок высоких технологий»?

 

Первым делом следует отметить, что границы ИТ-рынка достаточно размыты: до сих пор не решены окончательно вопросы системного характера – что конкретно мы понимаем под этим понятием? Поэтому мы можем говорить только об общих тенденциях.

Если брать последние 10 лет, то в первую очередь, разумеется, изменились масштабы отрасли. ИТ-рынок является самым динамичным в России – ежегодно его прирост составляет в среднем 25%. Так, например, по оценке IDC, за 2005 год он вырос на 25,4% и достиг объема в $12 млрд.Среди других стран Европы мы являемся рекордсменами. По темпам роста с нами могут тягаться разве что только Румыния и Турция. Поэтому отечественный рынок становится все более и более привлекательным для иностранных вендоров. Это обусловлено не только его величиной и скоростью роста, но и перспективностью. Вряд ли в ближайшие 3 – 5 лет рост рынка замедлится.

Но самое главное – произошли структурные изменения. Те же 10 лет назад на рынке преобладали компании с неразделенным бизнесом. Грубо говоря, одна часть фирмы торговала консервами, другая занимались продажей компьютеров, а третья – книжками. 5 – 7 лет назад структуризация пошла в другом направлении. На ИТ-рынок вышли компании, которые не определились с конкретным видом деятельности (допустим, дистрибуция или системная интеграция), но при этом концентрировали свои усилия именно на ИТ-отрасли. Сегодня часть из них нашла свою рыночную нишу, а часть превратилась в диверсифицированные ИТ-холдинги.

 

Последние годы государство весьма участливо относится к судьбе отечественного ИТ-рынка: мол, он позволяет нашей экономике производить товар с высокой добавленной стоимостью и помогает ей «слезть» с сырьевой иглы. Вы как рыночный игрок ощущаете помощь со стороны государства?

 

– Государство на сегодняшний день – основной локомотив развития ИТ-рынка. Его нынешний рост, в первую очередь, поддерживается государственными инвестициями. В США порядка 33% ИТ-закупок совершают госструктуры, в Европе эта цифра доходит до 46%. Думаю, что на российском рынке на госзаказы приходится больше его половины. Причем я говорю не о централизованных закупках государства: имеются в виду, к примеру, муниципальные закупки или закупки для крупных госкомпаний, наподобие РАО «ЕЭС» или «Газпрома» – они сейчас крупнейшие потребители информационных технологий.

Именно поэтому российской ИТ-отрасли очень выгодна высокая цена на нефть: государство накапливает свои миллиарды, бюджет все больше и больше может потратить на ИТ.

 

Понятно, что финансовое положение государства определяет и финансовое положение крупных ИТ-компаний, да и вообще всех его жителей. Но, наверное, не менее важна и политическая стабильность в стране?

 

– Совершенно верно. Этот показатель принимается во внимание, даже когда речь идет об экономически развитых и спокойных странах Восточной Европы. Так, например, в 2002 году на выборах в Венгрии победили социалисты. И, естественно, они увеличили социальные льготы и сократили бюджет на ИТ, чтобы выполнить данные избирателям обещания. Однако они так увлеклись, что уже три с лишним года венгерский рынок стагнирует.

Лидером среди стран ЕС по величине выделяемого на ИТ бюджета в процентах от ВВП является маленькая Эстония. И это связано именно с действиями нынешнего кабинета министров, с определенной правительственной программой. Все эти макроэкономические факторы – темпы роста ВВП, структура бюджета, ориентированность правительства на решение социальных вопросов – безусловно, влияют на ИТ-рынок. Поэтому перед тем, как осуществить инвестиции в ту или иную страну, мы всегда обращаем внимание на такого рода показатели.

 

В таком случае, должно быть, наш ближайший сосед – Украина – оказался хорошим «учебным полигоном» для российских ИТ-компаний…

 

– Есть такое мнение. Наверное, многим очень приятно, что в Украине сейчас демократия. Но для бизнеса в целом и ИТ-отрасли в частности ситуация пока складывается весьма прискорбно. Со времени «оранжевой революции» государством не был профинансирован практически ни один крупный инфраструктурный проект! Каждый квартал в министерствах менялись команды. Новые люди в первую очередь начинают разбираться с тем наследством, которое получили от своих предшественников, и не имеют возможности принимать оперативные решения даже по тем вопросам, которые были согласованы предыдущими командами.

Но и это еще не все. Пиар-кампания на тему пересмотра итогов приватизации серьезно затормозила продажи ИТ-продуктов на крупные украинские предприятия: никто не хочет инвестировать миллионы долларов в компании, которые могут завтра отобрать.

Но это что касается масштабных b2b-поставок. Если же смотреть на рынок ИТ с точки зрения консьюмерского оборудования, продаваемого через розничные сети, то он на Украине развивается прекрасно. Он совершенно не зависит от политических изменений. И поэтому между двумя этими частями ИТ-рынка наблюдается большой дисбаланс.

 

А что происходит в Европе?

 

– Европейский рынок на сегодняшний день выглядит так: есть крупные широкопрофильные игроки, такие как IngramMicro, TechData, которые проворачивают огромные объемы денег и товаров. Их можно перечислить по пальцам одной руки. Но в то же время существует достаточно большое количество небольших по размеру компаний, которые имеют определенную специализацию, работают в конкретных нишах. Если же посмотреть на структуру российского бизнеса, то вы сможете наблюдать обратную ситуацию: существует множество разновеликих игроков без какой-либо специализации. Причем их намного больше, чем теоретически должно было быть. Соответственно, не за горами время, когда компании начнут объединяться.

 

Давайте поговорим про ваш «родной» дистрибуторский бизнес. Принципы его ведения за рубежом сильно отличаются от отечественных?

 

– Рынок Восточной Европы разделен примерно поровну между большими локальными игроками и иностранными компаниями. В России же на сегодняшний день не работает ни один (!) иностранный дистрибутор. И дело даже не в том, что их кто-то не пускает на рынок. Просто, как только иностранный дистрибутор узнает, как у нас происходит растаможка товаров, у него самого пропадает желание вести бизнес в России. Глобальные компании привыкли работать по четко прописанным правилам, иначе они расценивают свои риски, в том числе и репутационные, как слишком высокие. Они понимают, что структурно российское законодательство настолько недоработано и допускает такое количество разночтений, что даже если сегодня компания работает по нормативным актам, завтра ее действия могут признать незаконными.

 

С иностранцами все ясно. А что касается выхода российской компании на западный рынок? Должно быть, по сравнению с родиной там работается намного легче?

 

– Я бы не сказал. Когда компания RRC выходила на рынки различных стран, она порой сталкивалась с непониманием местных игроков. На Западе нормально воспринимается, когда на рынок приходит глобальный немецкий или американский дистрибутор – это привычно. Но российская компания – это нонсенс. Помню, когда мы только открыли офис в Польше, одним из первых вопросов, заданных нам на пресс-конференции, был: «А почему вы для отмывания денег выбрали именно ИТ-отрасль?» Комментарии излишни.

И вот это недоверие очень мешало нам развивать бизнес, особенно первое время. Ведь чтобы нормально работать, прежде всего необходимо набрать хороший персонал. А нанять высококлассных специалистов за рубежом в компанию с русским менеджментом – практически нереальная задача. Русские танки на улицах Венгрии и Чехии помнят все, помнят и светлый социализм, который мы все вместе строили. Так что подбор кадров в Восточной Европе стал для нашей компании очень большой проблемой.

Но мы нашли выход. Чтобы изменить отношение рынка к нашей компании, мы находили профессионалов, которые этот рынок знают, и назначали их генеральными директорами. И уже под их имена привлекали квалифицированный персонал среднего звена. Правда, для этого нам приходилось предлагать сотрудникам зарплату выше рыночной. Другого способа начать работу на иностранном рынке для российской компании нет.

 

Пару лет назад были популярными прогнозы по поводу того, что в скором времени сегмент ИТ-услуг станет основным локомотивом роста национального ИТ-рынка. Сбылись ли они?

 

– Несмотря на то что информационные услуги являются наиболее интересным и наиболее динамично развивающимся сегментом ИТ-рынка, на сегодняшний момент их доля относительно невелика. Так, по оценке IDC, в 2005 году на наиболее крупный сегмент – оборудование – пришлось около 70% затрат российского рынка ИТ, а на долю услуг – лишь 20%.

Люди в нашей стране часто еще не готовы платить за что-то столь «эфемерное», как консультационные услуги. В Стране Советов советы давали всегда бесплатно, простите за каламбур. Поэтому этот рынок у нас до сих пор работает по бартерным схемам: сторона А «продает» услуги стороне Б за «большой шкаф с оборудованием». Очень часто цена консалтинговых услуг бывает «размазана» по стоимости поставляемого оборудования. К счастью, постепенно все меняется – и в лучшую сторону.

 

Резюме Константина Сидорова

Год рождения: 1967

Образование: Высший военный инженерный институт имени А.Ф. Можайского

Профессиональный опыт:

1992 – настоящее время: президент группы компаний RRC;

1989 – 1992: генеральный директор компании «Астроваз-Информатика»

Хобби: путешествия, горные лыжи, мотоспорт

Личная информация: женат, воспитывает сына

 

Что такое RRC

Год основания: 1992

Сфера деятельности: дистрибуция высокотехнологичного оборудования

Оборот в 2004 году*: около $95 млн

Штат: 350 человек

Основные конкуренты: Landata, RSI

*По данным CNews

 

Еще по теме