Top.Mail.Ru
архив

Собачья жизнь импортеров

Производители и продавцы кормов для домашних животных взбудоражены. Запрет государственной ветеринарной инспекции на ввоз некоторых импортных продуктов питания, наложенный 26 марта, касается и кормов. У отечественных компаний появился шанс вытеснить иностранцев с рынка, но они им не воспользуются. Зато французская Royal Canin может существенно увеличить круг своих потребителей и долю на рынке.

Ввозить в страну корма запрещено из всех европейских стран. Уже на следующий день после решения ветеринарной инспекции, 27 марта, остановить импорт вынуждены были все иностранные поставщики кормов. В том числе и американские, поскольку они продают в России корма, произведенные на их заводах в европейских странах. Основные марки кормов для домашних животных в сегменте суперпремиум представляют французская компания Royal Canin и три американские – Iams (торговая марка Eukanuba), Hill’s и Nutra. Еще две крупные компании – американская Mars (в лице дочерней Pedigree Pet Foods) и швейцарская Nestle (марки Ralston Purina, Friskies) позиционируются в сегменте премиум. Их продукция немного уступает конкурентам суперпремиум в цене и качестве. Ближайшие перспективы всех этих компаний в России под угрозой. Например, на таможне фактически заморожена большая партия груза компании Hill’s, один из заводов которой расположен в Голландии. Решение государственной ветеринарной инспекции будет действовать как минимум 21 день – до 15 апреля. Но вполне реально, что потом запрет будет продлен до лета. «Если все устаканится к лету, это будет очень неплохо, – считает Ирина Никитина, директор компании «Бегемот», которой принадлежат два розничных зоомагазина и Интернет-магазин. – Уже сейчас многие компании столкнулись с большим дефицитом своей продукции. Ассортимент зоомагазинов редеет с каждым днем». «Через какое-то время европейцы докажут, что их продукция больше неопасна, и импортные поставки немедленно наладятся. Запрещать импорт кормов глупо и нерационально», – считает Сергей Малышев, коммерческий директор компании Royal Canin в России. Тем менее иностранцы готовятся и к худшему варианту – переносить свое производство подальше от Европы. О подобном решении уже заявили компании Hill’s, Eukanuba и Mars. Последняя собирается наладить поставки в Россию из Австралии. Но это дело хлопотное – создать новые транспортные потоки, получить новые разрешения в департаменте ветеринарии. «При любом раскладе это можно организовать не раньше июня. А насколько мне известно, в некоторых розничных точках товар закончился уже сейчас», – говорит Сергей Малышев. Поставщики кормов пытаются пролоббировать в правительстве компромиссное решение – запретить импорт не из всей Европы, а только из четырех стран, где ящур действительно есть. Руководители московского офиса Nestle, в частности, называют принятые Россией меры слишком радикальными и направили в государственную ветеринарную инспекцию доказательства безопасности их продукции.

Отечество в опасности Страдают и торговцы. В отечественной розничной торговле кормами для домашних животных нет крупных игроков. Лидируют по объемам продаж в Москве три-четыре сети. Компании «Росзооконтинент» принадлежат 19 небольших магазинов, сети «Миллион друзей» – три магазина, сети «Бетховен» – два. Большинство этих торговых точек расположены в спальных районах. Ступенькой ниже в этом бизнесе стоят несетевые розничные точки компаний «Артемида», «Пинчур и Ко» и мелкие зоомагазинчики, которые представляют сравнительно небольшой ассортимент продукции. К середине апреля дефицит кормов приведет к росту цен как минимум на 15 – 20%, считают импортеры. Собственно говоря, эти прогнозы уже сбываются: оптовые цены потихоньку растут. На прежнем ценовом уровне держится пока только Nestle. По словам анонимного источника, договориться с таможней о левых поставках сегодня практически нельзя – взяток просто не берут. «Раньше можно было дать, и все знали сколько», – сетует представитель одной из иностранных компаний, поставляющих в Россию корма. Отечественные производители могут извлечь из этой ситуации весьма ограниченную выгоду. Ведь даже лучшие отечественные корма недотягивают до высших ценовых сегментов. «Не то чтобы производство кормов было такой уж тяжелой задачей, но в России нет качественных ингредиентов, которые позволяют получить нужную гранулу», – считает Сергей Малышев, коммерческий директор Royal Canin в России. «Российские компании не производят элитные корма», – подтверждает Олег Румянцев, директор по корпоративным вопросам московского офиса Mars. По словам одного из самых крупных отечественных поставщиков кормов, пожелавшего остаться неназванным, каждая партия корма, произведенного в России, почти всегда отличается по своему составу от предыдущей. Это еще один фактор неконкурентоспособности российских производителей. Однако отечественные корма вполне конкурентоспособны в среднем сегменте. Здесь они конкурируют с Kitecat, Chappi, Pedigree – марками компании Mars.

Самые хитрые По нашей информации, товарного дефицита не было в начале апреля только у компании Royal Сanin. Ее руководители сориентировались в ситуации лучше других. Еще до того как европейские ветеринары забили тревогу по поводу ящура, в Royal Canin вспомнили проблемы с импортом, которые в свое время возникали в связи с коровьим бешенством. «Только услышав первые сигналы о надвигающейся эпидемии, мы стали запасаться кормами, – рассказывает Сергей Малышев. – До 26 марта, дня объявления моратория на ввоз европейских кормов, наша компания успела запастись продукцией, которой хватит надолго. Почти все машины с новыми поставками были загружены до 26 марта и согласно правилам смогут удачно пересечь российскую таможню. Среди тех компаний, которые не успели запастись в период эпидемии коровьего бешенства, были мы. Ошибки были учтены. На этот раз наша компания оказалась проворнее. Уже сейчас объемы продаж на продукцию Royal Canin заметно увеличились, поскольку потребители, сталкиваясь с отсутствием других марок, обращаются к нашей». Торговцам, которые не хотят обращаться к Royal Canin, вскоре может остаться только одна альтернатива – российская продукция. Отечественные производители, впрочем, уже повели свою игру – повысили отпускные цены на несколько процентов. Отечественные дистрибуторы, пользуясь замешательством на рынке, временно диктуют свои правила игры. Они пытаются раскрутить свои торговые марки. Однако, несмотря на то что отечественные корма остаются на порядок дешевле импортных, вряд ли владельцы животных дорогих пород согласятся перейти на эту продукцию. «Кто-то, конечно, так и поступит, – говорит Сергей Малышев. – Но скорее потребители, которые покупали корма суперпремиум, начнут покупать мясо. Хотя и оно может сильно подорожать». В итоге сегодняшнюю ситуацию на рынке элитных кормов можно охарактеризовать так: ничего нет и все дорого. Победителем ближайших нескольких недель может стать французская Royal Canin.

Еще по теме