Top.Mail.Ru
lifestyle

Сокровища затонувших кораблей

Экспонаты выставки «Настоящие пираты: нерассказанная история «Уайды Галли» от невольничьего корабля до пиратского корабля» в Хьюстонском музее естествознания. Фото: Theodore Scott / CC BY 2.0 / flickr.com Экспонаты выставки «Настоящие пираты: нерассказанная история «Уайды Галли» от невольничьего корабля до пиратского корабля» в Хьюстонском музее естествознания. Фото: Theodore Scott / CC BY 2.0 / flickr.com

На днях президент Колумбии Густаво Петро приказал поднять со дна моря «Святой Грааль затонувших кораблей» — испанский галеон «Сан-Хосе». Стоимость сундуков, набитых золотом, серебром и изумрудами, оценивают в 20 миллиардов долларов. Корабль затонул в 1708 году у берегов Картахены в результате битвы с британскими судами. Подъем судна грозит обернуться международным скандалом: на содержимое трюмов претендуют сразу несколько стран.

На дне океана покоится еще немало затонувших кораблей с настоящими сокровищами. Эксперты оценивают их общую стоимость в 600 миллиардов долларов. Самые любопытные истории «золотых сундуков» — в материале «Компании». 

Пиратские сказки Черного Сэма

История «Уайды Галли» до сих пор вдохновляет литераторов и кинематографистов и вызывает неподдельный интерес публики. Изначально эта галера была невольничьим кораблем. Ее в 1715 году заказал в Англии известный лондонский работорговец,  член парламента сэр Хэмфри Морис.

В свое первое плавание «Уайда» пустилась в начале 1716 года, а ее капитаном стал Лоуренс Принс, бывший пират из команды Генри Моргана. Из Африки судно везло невольников, золото, драгоценные камни и слоновую кость. На берегах Карибского моря в трюмы загружали драгоценные металлы, ром, имбирь, перец и лекарственные ингредиенты, которые затем должны были направиться в Англию.

В феврале 1717 года корабль проходил у берегов Кубы, когда подвергся нападению пиратов во главе с Черным Сэмом Беллами. Его 26-пушечная галера «Султан» и 10-пушечный шлюп «Марианна» три дня гнались за «Уайдой», пока капитан Принс не сдался у Багамских островов.

В знак уважения бывшему коллеге Черный Беллами отдал ему свой «Султан» и 20 фунтов стерлингов серебром и золотом. А «Уайду» сделал своим флагманом. Часть команды торгового судна присоединились к морским разбойникам. 

Беллами отправился дальше вдоль восточного побережья американских колоний. Его плавание закончилось всего пару месяцев спустя — 26 апреля 1717 года. Незадолго до этого Беллами захватил корабль «Мэри Энн» с полным трюмом вина с Мадейры. Возможно, это и стало причиной того, что «принц пиратов» проигнорировал предвещавший непогоду густой туман. Судно угодило в шторм и было вынесено сильным ветром на мыс Кейп-Код. Корабль налетел на песчаную косу, после чего перевернулся и на дно отправились 144 человека — и более 4,1 тонны серебра, золота и ювелирных изделий.  Местные жители и власти пытались достать сокровища, но сумели вытащить только небольшую их часть. А вскоре корабль и его груз затянуло песками.

Со временем сокровища «Уайды» стали считаться всего-навсего легендой, пока через 260 лет, в 1984 году, их не обнаружил подводный исследователь Барри Клиффорд. В своих поисках он опирался на старинную, датированную 1717 годом,  карту кораблекрушений пиратских кораблей. И к большому удивлению охотника за сокровищами, карта не подвела: команда водолазов обнаружила судно в указанном месте. Доказательством успеха стал поднятый на поверхность колокол с надписью «THE WHYDAH GALLY 1716».

Всего же искателям сокровищ удалось достать со дна более 200 тысяч артефактов.

Королевский конфуз

Летом 1628 года у берегов Швеции затонул галеон Vasa, названный в честь правящей тогда королевской династии. Кораблю предстояло стать символом шведского могущества, поэтому, по приказу короля Густава II Адольфа, из него сделали плавучее произведение искусства.

Галеон должен был возглавить королевскую флотилию, в честь чего его украшали более 500 позолоченных и резных фигур мифических героев и богов, а на форштевне красовался лев, так как Густава Адольфа в то время называли Львом Севера.

Руководил работой известный голландский мастер Хендрик Хюбертссон. Однако в проект вмешался король, которому не терпелось спустить на воду самое высокотехнологичное на тот момент судно. Он приказал изменить размеры корабля, и мастера не осмелились протестовать. 

Была увеличена высота бортов, чтобы уместить на палубе как можно больше пушек. Но такие корабли только начинали строить в то время, и мастера не владели технологией. 

В итоге судно вышло узким, с высоко размещенным центром тяжести. Ситуацию усугубляли украшавшие его скульптуры, имевшие немалый вес. Первые испытания Vasa, которые проводили летом 1628 года, пришлось прервать из-за опасного крена корабля, но дальнейшие работы это не остановило.

10 августа того же года судно вышло в свое первое плавание. Корабль загрузили пушками, порохом и спустили на воду. Погода стояла ясная и хорошая. Галеон расправил паруса но, не пройдя и мили, резко накренился от порыва ветра. Судно устояло, но второй порыв ветра заставил его вновь накрениться, и вода бурными потоками стала хлестать в орудийные порты нижней палубы.

За несколько мгновений на глазах у тысяч жителей Стокгольма Vasa затонул. Он ушел на 30-метровую глубину с поднятыми парусами и флагами и более чем 300 членами экипажа и почетными пассажирами. Разъяренный король велел взять под стражу всех причастных к крушению, включая капитана. Но в процессе разбирательств выяснилось, что спрашивать не с кого, если только с самого короля, лично утвердившего и подписавшего новые габариты галеона. История едва не закончилась королевским конфузом, после чего случившееся признали Божьим промыслом.

Первые попытки вытащить Vasa, на котором оставались ценные пушки, были предприняты сразу. Но в итоге тот еще глубже увяз в песке. В 1663 году грузы с корабля пытались поднять с помощью водолазного колокола — удалось достать более 50 пушек.

В 1959 годах 38-летний инженер Андерс Франсен убедил Национальный морской музей, морфлот и частный бизнес поднять затонувший парусник. Сделать это удалось с большим трудом, корабль буксировали неделями, стараясь не повредить.

24 апреля 1961 года Vasa встречала еще большая толпа, чем его провожала. С места крушения корабля удалось вытащить много деталей, вещей членов экипажа. На удивление хорошо сохранившееся судно тоже оказалось сокровищницей: инструменты, одежда, обувь, монеты, оружие, навигационные приборы, медицинский инвентарь, остатки провианта, запчасти и даже единственно из золотых вещей обручальное кольцо кого-то из членов экипажа.

На реставрацию пролежавшего 333 года на дне корабля ушло 17 лет. А в 1990 году в Стокгольме открыли музей Vasa, в котором хранится восстановленный из оригинальных деталей корабль, ставший центром притяжения туристов.

Страсти вокруг «Дмитрия Донского»

15 июля 2018 года мир облетела сенсационная новость: в Японском море у острова Уллындо обнаружен российский крейсер «Дмитрий Донской». Нашли судно поисковики корейской компании Shinil Group, предоставившие в качестве доказательств снимки со дна моря. 

По слухам, корабль перевозил казну тихоокеанской эскадры — это 5,5 тысячи ящиков с золотыми монетами и слитками примерно в 200 тонн. Кладоискатели оценили стоимость сокровищ в 133 миллиарда долларов. Корейская компания объявила о намерении поднять крейсер со дна моря.

«Дмитрий Донской» был затоплен собственной командой 15 мая 1905 года после Цусимского сражения. Он пытался уйти во Владивосток, но противник догнал его у острова Уллындо. Корабль пошел на дно, а экипаж был взят в плен.

Российские историки крайне скептически относятся к версии о том, что «Дмитрий Донской» перевозил казну: риск перевозки такой огромной суммы во время войны слишком велик. Более надежно было доставить золото на Дальний Восток по железной дороге. Тем более вызывает сомнения, что на «Донском» могло найтись место для такого объема золота. Учитывая экипаж в 500 человек, несколько десятков раненых, 12 тяжелых орудий и 1600 тонн угля.

Shinil — не первая компания, заявившая о находке «Дмитрия Донского». В 2000 году об обнаружении российского крейсера уже сообщала корейская Dong-Ah Construction, акции которой мгновенно взлетели до небес. Но быстро выяснилось, что поднимать крейсер никто не собирался, компания решила обогатиться на сенсации. Через пару месяцев фирма обанкротилась, поверившие в миф о золоте акционеры потеряли инвестиции.

Нынешняя Shinil была создана за две недели до «сенсации» и не торгуется на бирже. Зато до «находки» крейсера компания заявила о ее приобретении владельцем крупного пакета акций металлургической компании Jeil Steel. Цена акций этой компании мгновенно взлетела на 30% и продолжала расти до тех пор, пока ее организация не объяснила, что сделка с Shinil еще не завершена.

На фоне сообщений о мифическом золоте в Корее заработали сайты, которые начали торговать «находками». История с «Дмитрием Донским» длилась еще полторы недели, пока президент Shinil в ответ на вопрос, не являются ли рассказы о кладе биржевым мошенничеством, признался, что не уверен, имеются ли на крейсере слитки и монеты. 

Точку в деле поставила полиция, заявившая, что никто с самого начала и не собирался поднимать корабль. Вся история была мошеннической схемой, чтобы выманить деньги у доверчивых инвесторов. Полиция получила ордер на арест организатора аферы, но он сбежал за границу. Сайты с морскими сокровищами закрылись. «Сенсация» с затонувшим российским золотом от начала до конца оказалась фальшью.