«США растят конкурента Китаю»: Индия укрепляет позиции на рынке электроники
Индия намерена укрепить позиции на рынках полупроводников и мобильных телефонов. В общей сложности за два года в стране было собрано около 500 миллионов смартфонов и многофункциональных телефонов, что делает ее вторым по величине производителем гаджетов в мире. Около 98% всех устройств, продающихся на местном рынке, были произведены внутри страны. Насытив внутренний рынок, индийские компании готовятся покорять международный. «Компания» узнала у экспертов, ждать ли в магазинах технику Made in India.
Китайская фабрика с индийским акцентом
Индия занимает все более прочные позиции среди производителей мобильных телефонов. С 2014 по 2022 год страна собрала и отгрузила 2 миллиарда смартфонов и многофункциональных телефонов. Власти Индии намерены увеличивать финансирование, чтобы стимулировать производство, отмечает директор по исследованиям Counterpoint Тарун Патхак. Он полагает, что правительство хочет превратить Индию в «центр производства и экспорта полупроводников».
Он напомнил, что на сегодняшний день в Индии собирается около 200 брендов смартфонов и аксессуаров. Для сравнения: в 2014 году их было всего два. Однако отставание от КНР, являющегося мировым лидером среди производителей мобильных телефонов, еще велико. Сейчас в Индии собирается лишь четверть от объема китайского производства.
«Индия прошла долгий путь в производстве мобильных телефонов. Многие компании создают в стране подразделения по производству мобильных телефонов, а также компонентов, что приводит к росту инвестиций, увеличению числа рабочих мест и общему развитию экосистемы», — сказал Патхак.
Ситуация с полупроводниками пока обстоит менее оптимистично. По мнению заместителя министра информационных технологий Индии Раджива Чандрасекара, страна неоднократно упускала удачные возможности занять ощутимую долю мирового рынка электроники и полупроводников. «Было отсутствие стратегического и политического видения и большая доза некомпетентности», — уверен чиновник.
Чандрасекар напомнил, что еще в 1957 году в Индию пришла Fairchild Semiconductors, которая хотела создать в стране упаковочное подразделение, однако индийские власти отказались от сотрудничества. Крупнейшая в стране полупроводниковая лаборатория была вынуждена остановить работу в 1989 году из-за «загадочного пожара», завод по производству кремниевых и германиевых транзисторов закрылся...
«В 1987 году Индия всего на два года отставала от новейших технологий производства микросхем. Сегодня мы отстали на 12 поколений», — подчеркнул Раджив Чандрасекар.
Влиятельный помощник
Стать серьезным конкурентом Китая Индии помогают США, считает отраслевой аналитик Алексей Бойко. По его мнению, сейчас Штаты активно накачивают Индию современными технологиями, чтобы потеснить КНР на рынке электроники и микроэлектроники. Поддержку в этом направлении также оказывают Япония и Тайвань.
При этом Индия вряд ли способна занять первое место или хотя бы составить КНР ощутимую конкуренцию в ближайшее время, полагает промышленный эксперт Леонид Хазанов. Дело в том, что сегодня она фактически является производственной площадкой Китая: на ее предприятиях выпускаются преимущественно китайские бренды смартфонов.
Развивать собственные бренды Индия пытается, напоминает Бойко, приведя в пример смартфоны Micromax, Karbonn и Lava. Первый пытался даже выходить на российский рынок, однако не смог достичь успехов из-за слабой маркетинговой компании.
Доля национальных брендов в общем объеме производства смартфонов «настолько мизерна», отмечает Хазанов, что они вряд ли способны тягаться с Xiaomi или Realme.
«Проблема индийских производителей смартфонов связана с определенной инертностью в плане маркетинга и банальным отсутствием интереса к глобальным трендам. Они фактически замкнуты на своей родине. Поэтому то, что власти Индии называют продукцией местного производства, зачастую является банальной сборкой из китайских компонентов», — пояснил эксперт.
Индийские власти сегодня в большей степени занимаются протекционизмом, убежден ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Они делает все для того, чтобы производство размещалось в Индии, и крупные компании его туда с готовностью переносят. Это Apple, это Samsung, это ряд китайских производителей, тот же Xiaomi. Потому что рынок большой, интересно на нем присутствовать», — считает он.
Однако Индия, в отличие от КНР, сосредоточена на сборке бюджетных моделей, стоимость которых, по мнению Муртазина, ниже в два с половиной раза, чем у популярных китайских. И в ближайшем будущем ей не удастся обогнать КНР в денежном эквиваленте, даже с учетом глобальных проблем, наметившихся в Китае в последнее время.
Собственные же индийские бренды не получают популярности на зарубежных рынках, поскольку, по сути, являются просто локализованными моделями, собранными из все тех же китайских компонентов.
Еще один фактор, по мнению Бойко, мешающий Индии развивать собственные бренды: низкий культурный уровень рабочей силы. В стране есть хорошие инженеры, однако в целом квалифицированных работников недостаточно, а для подобных производств их требуются тысячи.
Слабое звено
У Индии есть неплохой задел в разработке полупроводников и микросхем, считает Бойко, однако прогрессу в этой области мешает отсутствие инфраструктуры. Сегодня бизнесу трудно обеспечить собственные предприятия даже стабильной электроэнергией и чистой водой, не говоря уже о необходимых компонентах и материалах.
Эксперт полагает, что сегодня, несмотря на все усилия, предпринимаемые правительством Моди, партнерами из США и другими союзниками, производство полупроводников в этой стране все еще находится «на точке старта».
«Пока речь может идти только о создании на территории Индии зарубежных производств микросхем и других современных полупроводников. При благоприятном стечении обстоятельств вокруг них постепенно начнет формироваться экосистема», — убежден Бойко.
С его позицией согласен Хазанов, уверенный, что на данном этапе Индия способна войти в число лидеров по выпуску полупроводников лишь за счет предприятий, созданных в стране китайскими и южнокорейскими компаниями.
Причина этого, по словам эксперта, кроется в том, что долгие годы государство не стремилось поддерживать производство микроэлектроники. «Теперь же власти Индии пытаются наверстать упущенное, стремясь стимулировать появление национальных игроков, хотя и без особого успеха. Для создания собственной полупроводниковой индустрии нужны огромные государственные инвестиции в течение минимум десятилетия», — обращает внимание Хазанов.
По словам Бойко, для того чтобы Индия стала значимым участником мирового рынка микроэлектроники, в эту область нужно инвестировать около 300 миллиардов долларов. Но низкая стартовая позиция не позволит стране быстро освоить эту сумму.
«Компетенции можно нарастить, но в целом это производство, которое требует инвестиций в десятки миллиардов долларов в периоде трех-четырех лет. Поэтому можно говорить о том, что они не получат возможности быстрого развития», — согласен с его мнением Муртазин.
Причем гипотетическое лидерство на рынках мобильных телефонов и микроэлектроники не несет существенной выгоды для России. «Я бы не рассчитывал на серьезный рост торговых контактов с Индией, учитывая, что эта страна все более включается в орбиту США», — заключил Бойко.