Третья отставка Геракла
«ГЕРАЩЕНКО, конечно, очень многих достал, но сейчас не ходят уже к ВВП с этим вопросом – боятся пережать. Все, что мог, Волошин про Геракла уже сказал», – поделился «инсайдом» руководитель одного из крупнейших банков в ответ на просьбу прокомментировать очередную волну слухов о скорой смене председателя ЦБ. «Ну да, все оживились. Парамонова вон какая последнее время обходительная, да и одеваться стала гораздо строже», – прокомментировал эту же тему сотрудник белодомовского аппарата.
Так или иначе, но вопрос о смене руководства Банка России действительно оказался одним из главных на кремлевской кадровой кухне. Тем более что феерическая смена руководителя «Газпрома» свидетельствовала о решительном и бодром настроении Владимира Путина.
В чем, собственно, прелесть и важность центробанковской должности? Несмотря на некоторую потерю «институционального» веса в последние годы, Банк России остается ключевым экономическим институтом. Во-первых, это важнейший макроэкономический регулятор, определяющий валютный курс, денежную массу, оборот наличности, контролирующий золотовалютные резервы страны. Во-вторых, это огромная империя с практически неограниченными финансовыми возможностями: ЦБ – а значит, его председатель – контролирует два крупнейших банка страны: Сбербанк и Внешторгбанк (с сетью загранучреждений). Наконец, Центробанк является надзорным органом для всей банковской системы, роль которой хотя номинально и снизилась, но которая остается «кровеносной» системой экономики.
Безусловно, все это лишь потенциальные возможности, степень реализации которых сильно зависит от личных качеств занимающего этот пост человека. И это прекрасно понимают в президентском окружении, перебирая возможных кандидатов. Такие широкие экономические возможности нельзя отдавать в ненадежные руки. Потому-то наши источники в администрации отдают довольно много шансов (процентов 20) «кому-нибудь оттуда, из питерских». Из совсем «питерских» на ум приходит только Надежда Савинская, глава санкт-петербургского территориального управления ЦБ. Она, кстати, является членом совета директоров Банка России.
Другой «географически правильный» кандидат – Владимир Столяренко, возглавляющий сейчас банк «Еврофинанс». Правда, он ассоциируется с министром финансов Алексеем Кудриным, который нынче в Кремле котируется не очень высоко. К тому же, по словам хорошо знающих Столяренко людей, «Володю «не прикалывает» перспектива ЦБ: сейчас он с увлечением превращает «Еврофинанс» в серьезный банк, а не дай Бог назначат, придется с такими проблемами возиться…».
И все же наибольшие шансы «на престол» имеют два кандидата, которых мог предложить сам Виктор Геращенко. Это легко объясняется самой логикой возможного расставания с Виктором Владимировичем. Его никто не собирается «прижимать» компроматом на детей и родственников, как в случае с «Газпромом». Президент Виктора Владимировича уважает и наверняка сказал или скажет что-то вроде «надо уступить дорогу молодым» и о своей готовности «учесть мнение при назначении нового председателя» и т.д. и т.п.
Безусловный лидер рейтинга Татьяна Парамонова, первый зам. Геращенко. Наши респонденты отдают ей 30%. Татьяна Владимировна в наибольшей степени способна обеспечить в особняке на Неглинной всегда полезную, а сейчас особо почитаемую преемственность. Г-жа Парамонова уже давно де-факто в оперативном режиме управляет Центробанком, Виктор Геращенко несколько раз брал ее с собой на экономические совещания у президента, и, наконец, она заручилась поддержкой ряда влиятельных силовиков.
Кстати, эти самые силовики «подтапливают» другого «геракловского» кандидата – Юрия Пономарева. Ему, по слухам, инкриминируют попытку получения вида на жительство в одной из европейских стран, где он долгие годы работал. Впрочем, даже если это и так, то едва ли может считаться предосудительным: вон у президентского советника Андрея Илларионова* жена – гражданка США, и ничего.
В остальном Пономарев почти идеальный кандидат: профессионал высочайшего уровня, известен с хорошей стороны в международных финансовых кругах, не обременен долгосрочными связями и обязательствами с российским олигархическим миром. Правда, последний тезис может быть оспорен недоброжелателями Пономарева – в Кремле утверждают, что сейчас его весьма активно «двигает» группа «МДМ».
Наконец, в числе реальных кандидатов на место Геракла фигурирует и сравнительно независимый кандидат – председатель Внешэкономбанка Андрей Костин. Его плюсы: хорошо проявил себя в ВЭБе, дипломатичен и договороспособен – мало кто из представителей бизнес-элиты и чиновничества готов назвать Костина своим противником и уж тем более врагом. Минусы: не вполне «их», не «питерский», не «чекист», не «немец». К тому же назначение Костина в ЦБ создает кадровую проблему уже в ВЭБе – учреждении важном, очень специфическом, финансово благополучном, месте, где пересекается очень много разнонаправленных интересов.
В общем, полной ясности с возможным наследником Геращенко в Кремле по-прежнему нет. И не исключено, что это вновь перевесит, подоспеют более срочные и очевидные хотя бы с точки зрения способов решения вопросы. В конце концов, Банк России и его нынешний председатель Виктор Геращенко не самая большая проблема российского президента. А Геращенко, кстати, тоже из Питера.
* признан в России иноагентом.