Top.Mail.Ru
бизнес

Цукерберг просит помощи у государства

Марк Цукерберг. Фото: ТАСС Марк Цукерберг. Фото: ТАСС

Один в Facebook* не воин, решил Марк Цукерберг. Особенно — если с другой стороны армия российских троллей. Не дожидаясь новой волны критики и судебных разбирательств, он призвал государственные власти заняться наведением порядка в соцсетях.

Цукерберг предложил разработать систему регулирования для онлайн-ресурсов. Контроль, по его мнению, должен проходить на стыке законов о медиа и телекоммуникациях. Европейские чиновники, в свою очередь, считают, что у Facebook не получится так просто снять с себя ответственность за материалы, публикуемые на платформе. 

Белая книга Цукерберга

По мнению Марка Цукерберга, вмешательство в выборы, распространение вредоносного контента и недостаточная защита данных угрожают уже не просто людям или бизнесу, а устоям демократии.

Контент в онлайн необходимо регулировать принятыми правилами, но на стыке телекоммуникаций и медиаиндустрии. Такую идею на Мюнхенской конференции по безопасности озвучил глава Facebook, представивший «Белую книгу» безопасности соцсетей.

«Требуется регулирование в отношении вредоносного контента. Более активным должно быть руководство и регулирование со стороны государств, — приводит Reuters слова Цукерберга. — Наш бюджет на анализ контента сейчас больше, чем выручка компании в 2012 году». Напомним, что в 2012 году у Facebook был миллиард пользователей, а компания вышла на IPO.

При этом соцсеть взяла на себя обязательство противостоять фейкам. В Facebook планируют создать независимый надзорный совет, чтобы люди могли обжаловать решения о контенте, размещенном на Интернет-платформах. Кроме того, компания наняла 35 тыс. сотрудников для выявления недостоверного контента, а также приглашает разработчиков к созданию алгоритмов против дипфейков. В то же время количество фальшивых видео и их качество стремительно растут, а создавать их могут люди без опыта видеорежиссуры.

Каждый день люди и алгоритмы соцсети приостанавливают действие 1 млн аккаунтов. Большинство фейков обнаруживается спустя минуты после регистрации.

Цукерберг признал: соцсеть медленно реагировала на возможное вмешательство России в выборы президента США. Тролли, заметая следы, активно использовали IP-адреса разных стран. Вычислить таких злоумышленников было крайне сложно.

Пьяная и роковая

В отсутствие регуляции Facebook постоянно улучшает свою работу в части борьбы с фейками. Но избирательно. К примеру, Facebook подвергся критике за отказ удалять измененное видео Нэнси Пелоси, спикера Палаты представителей США. Женщина на видео показалась аудитории Интернет-сервисов слегка подвыпившей. Проверка показала, что видео преднамеренно изменено. По данным Washington Post, скорость видео снизили до 75 %, а голос скорректировали так, чтобы речь Пелоси «спотыкалась».

Видео с Пелоси удалил YouTube, а Twitter — оставил. До сих пор сохранился твит президента США Дональда Трампа, который посмотрели более 6,4 млн человек. Пелоси известна тем, что считает действующего главу государства угрозой для американской демократии и поддерживала импичмент Трампу.

Несмотря на нежелание убирать видео с Пелоси, Facebook скорее борется с фейками, чем нет. В декабре 2019 года соцсеть выпустила набор данных с лицами, модифицированными с помощью технологий искусственного интеллекта видео (deep fake). Для его создания использовались биометрические данные добровольцев.

Этот дата-сет используется для обучения нейросетей искать измененные или искусственно созданные изображения человеческих лиц и случаи фальсификации речи. Одновременно Facebook запустил конкурс с призовым фондом в 10 млн долларов. Цель виртуального состязания — побудить индустрию к созданию новых способов обнаружения и предотвращения использования ИИ для манипуляций общественным мнением посредством фейков. К конкурсу в качестве соорганизаторов присоединились Amazon Web Services (AWS), Microsoft и ученые из MIT, Оксфордского и других университетов. Итоги подведут в 2021 году.

К тому же в январе 2020 года Facebook сообщил об удалении видео, модифицированных при помощи ИИ. Представители Facebook в корпоративном блоге отметили: эти видеоролики искажают реальность и представляют собой «серьезную проблему» для технологической индустрии.

Мамкины аппликаторы

Представители стартапа Deeptrace (Амстердам), который разрабатывает решения для кибербезопасности, в июне и июле 2019 года насчитали в Интернете 14,7 тыс. дипфейковых видео. 96 % роликов относится к порнографии. Как правило, к телам порнозвезд приделывают женские лица голливудских знаменитостей, политиков, топ-менеджеров. Мужчин подделывают реже. В декабре 2018 года подделок было меньше (7,9 тыс.).

Эксперты говорят, что спецэффекты, которые долгое время оставались привилегией голливудских киностудий, теперь стали доступны массовому пользователю. Дипфейки могут поколебать общественное мнение в отношении добропорядочных граждан (обвинить в преступлении), использоваться для манипуляции общественным мнением (на выборах в органы власти) и обвинения известных лиц в распространении порнографии.

Великий исход из Facebook

Пока Цукерберг борется с фейками, соцсеть покидают известные люди. К примеру, писатель Стивен Кинг почти 20 дней назад удалил свою страницу, объяснив это обилием политической рекламы и неспособностью сервиса защитить его персональные данные.

Но самым крупным для соцсети стало движение #DeleteFacebook. Основанием для бойкота соцсети послужила утечка данных, от которой в 2016 году пострадало 87 млн человек. Тогда аналитическая компания Cambridge Analytica из Великобритании использовала информацию из соцсети для моделирования поведения американцев. Затем эти данные позволили создать релевантную политическую рекламу кандидата в президенты США Дональда Трампа. Объявления показывались на Facebook. Цукерберг по этому инциденту два года назад объяснялся в Конгрессе США. К бойкоту соцсети после инцидента присоединились пользователи по всему миру.

* Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России. Продукты компании, Facebook и  Instagram также запрещены в РФ

Еще по теме