Top.Mail.Ru
бизнес

В поисках «дна цены»

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group (владелец магазинов «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») анонсировал запуск нового бренда. Компания открывает сеть магазинов «Чижик» — «жестких дискаунтеров» с ценами ниже средних. Журнал «Компания» поинтересовался у экспертов, что это значит для ритейла и каковы перспективы таких проектов в России.

Суть «жестких дискаунтеров» заключается в их необычном формате. Это магазины с минимальным ассортиментом и небольшой торговой площадью. К примеру, в «Чижике» будет выставлено не более 800 товарных позиций, а площадь магазинов составит 200-250 квадратных метров.

Ассортимент магазинов примерно на 60% будет состоять из товаров под собственной торговой маркой (СТМ). Первый «Чижик» появится в Москве 29 октября, а уже в следующем году ритейлер хочет открыть еще 40-50 магазинов. Больших вложений в проект X5 не планирует. В ритейлере считают, что если «Чижик» окажется популярен, то его разовьют до масштабов федеральной сети вроде «Пятерочки» или «Перекрестка».

Гендиректор и основатель компании INFOLine Иван Федяков отметил, что в России по-настоящему «жестких дискаунтеров» пока нет: 

— Дискаунтер — это магазин, в котором реализуются товары не просто по низким ценам, а продукция собственных торговых марок ритейлера, при этом обеспечивается эффект низких цен при сохранении качества продукции. Проекты, которые есть сейчас на отечественном рынке, например, «Светофор», предусматривают очень небольшую долю собственных торговых марок и строятся в основном вокруг торговли стоковыми партиями той или иной продукции.

Многие региональные ритейлеры работают в сегменте «жестких дискаунтеров». Среди федеральных заметен проект «Да!» торговой сети О’кей. Проект X5 не первый и не последний в отрасли, но интересен он тем, что к нему обратился лидер российского ритейлера по обороту (более 1 трлн рублей только у «Пятерочки»). «Чижик» — пока только заявка, и важно оценить, как компания будет ее реализовывать. 

Предприниматель и основатель телемагазина Shopping Live Илья Кирик уверен, что подобный формат будет актуален в период падения доходов населения:

— То, что мы наблюдали на рынке продуктового ритейла, — а именно, переход уже привычных для потребителя дискаунтеров на уровень супермаркетов — оставляет нишу магазинов низкого ценового сегмента открытой и делает этот бизнес привлекательным для прихода новых игроков. Также очевидно, что в крупных городах в густонаселенных районах не так много возможностей для открытия магазинов больших площадей, и сити-формат или формат «магазин у дома» крайне востребован, а стратегия доступных цен обеспечит хороший стабильный трафик.

Показательно и то, что предполагается развитие ассортимента за счет собственных торговых марок. На мой взгляд, это очень перспективная тенденция, поскольку производители готовы работать с такими запросами бизнеса и с точки зрения качества продукции, и с точки зрения объемов. Как потребителю, мне бы хотелось, чтобы дискаунтеры были не только доступны по цене, но и отвечали хотя бы минимальным требованиям сервиса и не превратились в лавки низкокачественным ассортиментом и сомнительным обслуживанием. 

Аналитик ГК «ФИНАМ» Наталия Аседова прочит этому формату популярность и допускает запуск «жестких дискаунтеров» конкурентами X5: 

— Основные цели, которые преследуют ритейлеры при развитии данного сегмента, – это удовлетворение потребностей как можно большего количества потребителей, снижение расходов, а также повышение конкурентных преимуществ. Пандемия коронавируса сократила потребительские доходы населения, поэтому сети «жестких дискаунтеров» будут пользоваться высокой популярностью.

За последние три года количество подобных сетей в России увеличилось почти на четверть. Не исключено, что к подобным мерам могут прибегнуть и другие представители продуктового ритейла. Заметим, что одним из основных конкурентов X5 Retail Group в данном сегменте может стать компания «Магнит», которая активно расширяет линейку собственной торговой марки, в частности, бренд «Моя цена».

В период высокого спроса во время пандемии темпы роста продаж собственных торговых марок сети «Магнит» в отдельные дни доходили до 50%. При этом компания продолжает запускать новые бренды и уже запустила в продажу четверть всех запланированных новых позиций. 

Бизнесмен и управляющий партнер Management Development Group Inc. Дмитрий Потапенко увидел в инициативе X5 очередную попытку найти «дно цены»: 

— Абсолютно все игроки этого рынка (ритейл, логистика, производство) находятся в одной лодке, которая называется «потребитель». Мало того, что потребитель обнищал, так он еще и изменил модель потребления. Тектонические изменения, которые происходили последние три года, привели к изменению двух факторов: у людей перестала существовать уверенность в завтрашнем дне и, как следствие, пропало сверхпотребление.

Любое кризисное явление особенно отражается на людях среднего класса. Люди меняют свои привычки, перестают ходить в магазины ассоциативно и начинают выбирать места, которые раньше даже не посещали. Сейчас потребители стали более образованными, начали изучать состав продуктов и отказываются отдавать 100 рублей за продукт, аналог которого могут купить за 20. Все это убивает ритейл!

В каком формате X5 реализует этот проект — большой вопрос. 40 магазинов — не слишком большой объем, но на эти магазины нужно производить продукцию и делать на нее упаковку, что попросту нерентабельно. Поэтому я боюсь, что эти 40 магазинов будут открыты через пень-колоду. Часть товаров условно будут продаваться как «Просто молоко», а большая часть ассортимента будет представлена брендами третьего-четвертого эшелона, которые просто «легли» под X5, потому что они маленькие и их «прогнули» под себя.