Top.Mail.Ru
архив

Венчание в Тольятти

К 40-летию «АвтоВАЗа» Кремль подготовил щедрый подарок его нынешнему руководству – 60% акций завода перейдет в собственность ФГУП «Рособоронэкспорт», и предприятие окажется под прямым контролем государства. С декабря прошлого года ситуацию на «АвтоВАЗе» контролирует совет директоров, в котором доминируют выходцы из «Рособоронэкспорта», но структура собственности оставалась довольно запутанной. Переход завода под прямой контроль госструктур должен символизировать завершение переходного периода в истории автогиганта.

В ответ на вопрос, зачем это могло понадобиться сейчас Кремлю, Олег Дацкив, генеральный директор сайта Auto-Dealer.ru высказал версию, что таким образом власти пытаются лишить Бориса Березовского последней собственности в России. Эксперт полагает, что у Бориса Абрамовича оставалась доля в «Автомобильном Всероссийском Альянсе» (AVVA), которому принадлежит 36% акций «АвтоВАЗа». Государство намерено вложить в возрождение предприятия около $5 млрд, и совладельцы AVVA могли бы рассчитывать на часть этих средств. Теперь нежелательные лица из списка совладельцев исчезнут, и путь для дешевых государственных кредитов будет открыт.

При нынешней структуре собственности также не представлялся возможным вывод предприятия на IPO. В настоящее время 47% акций «АвтоВАЗа» находится в эффективном управлении самого завода, которым владеют его же дочерние компании AVVA, ЗАО «ЦО АФК» и ЗАО «ИФК». Так называемое перекрестное акционирование было удобно в годы правления Владимира Каданникова: оно позволяло свести все нити управления предприятием в руках одного человека. Новое руководство такая структура не устраивала – акции, принадлежавшие «дочкам» автозавода, теперь перейдут в руки реального собственника.

Олег Дацкив сомневается в том, что государство захочет инвестировать крупные средства в «АвтоВАЗ» даже после его перехода под прямой контроль «Рособоронэкспорта». По его мнению, правительству выгоднее перепродать завод частным инвесторам. Государству выступать в роли продавца намного удобнее. А для иностранных инвесторов всегда проще выкупить у одного акционера контрольный пакет, чем собирать его по крупицам у разрозненных собственников. Кроме того, эксперты полагают, что власть попросту может настойчиво «порекомендовать» кому-то из олигархов купить завод.

Кирилл Чуйко, аналитик ФК «УралСиб», предполагает другой вариант развития событий: «Вряд ли государство захочет терять контроль над крупнейшим предприятием автомобильной отрасли. Тем более что 60% акций, которые сосредоточены в руках государства, в настоящее время стоят около $1 млрд, что не много в масштабах страны», – считает аналитик. При этом Кирилл Чуйко соглашается, что часть завода действительно стоит продать крупному иностранному концерну. «Этим вопросом интересовалась Renault, которая готова купить 25% акций и предоставить платформы для производства новых машин сразу под двумя марками», – заявляет эксперт. Вариант с продажей части акций завода наверняка стал бы самым удобным для «АвтоВАЗа», завод получит доступ к современным технологическим и управленческим структурам, и в то же время у него останется надежда на выгодные финансовые вливания со стороны государства. В любом случае все варианты дальнейшего развития «АвтоВАЗа» станут возможны после того, как «Рособоронэкспорт» распутает клубок перекрестного акционирования.

Еще по теме