Top.Mail.Ru
рынки

«Венгрия не играет роли в начале конца российской нефтеотрасли»

Фото: Газпром-нефть Фото: Газпром-нефть

После двух месяцев обсуждений лидеры стран Евросоюза все-таки согласовали шестой пакет санкций против России. Как и ожидалось, полноценное нефтяное эмбарго в пакет не входит — только отказ от двух третей отечественного нефтеимпорта. Несмотря на это, стоимость сырья ставит новый рекорд — Brent поднялась выше $120, Urals — выше $93. Опрошенные «Компанией» эксперты уверены, что высокая цена на нефть в ближайшие пару лет компенсирует снижение объемов поставок. Жесткость дальнейших последствий зависит от того, сможет ли страна перестроиться и найти новых крупных поставщиков.

«Соглашение о запрете экспорта российской нефти в ЕС покрывает более двух третей импорта нефти из РФ, сокращая огромный источник финансирования ее военной машины», — написал в своем Twitter глава Европейского совета Шарль Мишель. На итоговой пресс-конференции он отметил, что решение оставить импорт российской нефти по трубопроводам — временное. По словам инициатора очередного пакета санкций, главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, ЕС до конца года откажется от 90% импорта из России. «К вопросу о том, что делать с оставшимися 10% трубопроводной нефти, мы вернемся достаточно скоро», — говорила она накануне. По мнению президента Франции Эмманюэля Макрона, ЕС за тот же срок сможет сократить экспорт на 92%.

Под ограничения попала поставляемая по морю нефть. ЕС пока оставил импорт по нефтепроводу «Дружба», который является ключевым и от которого зависят венгерские потребители. Премьер Венгрии Виктор Орбан за пару недель до решения ЕС сравнивал «необдуманные ограничения» некоторых стран Запада в отношении России с «атомной бомбой» и предупреждал о возможном голоде и миграции населения. Его реакция неудивительна — Венгрия на 60% зависит от российской нефти и не имеет выхода к морю.

По последним данным Евростата за 2020-й и первое полугодие 2021 года, список крупнейших поставщиков нефти и нефтепродуктов выглядит следующим образом:

  • Россия — 25,1%,

  • Великобритания — 9%,

  • Казахстан — 8,9%,

  • Норвегия — 8,5%,

  • Нигерия — 7,7%,

  • Ирак — 6,1%,

  • Саудовская Аравия — 5,9%.

Россия также лидирует в поставках газа для стран ЕС — на Москву приходятся 45,35%. Далее следуют Норвегия (20,2%) и Алжир (11,75%).

прочитать весь текст

Принятым решениям предстоит пройти еще техническую процедуру, после чего они будут опубликованы в Официальном журнале ЕС. Между тем Bloomberg узнал, что морской импорт нефти будет полностью запрещен через шесть месяцев после одобрения санкций, а нефтепродуктов — через восемь месяцев.

Новый пакет санкций оказался значительно мягче, чем на первом этапе обсуждений. Из него исключили запрет на покупку россиянами недвижимости в Евросоюзе и перевозку отечественной нефти европейскими танкерами в третьи страны. К слову, запрет на страхование таких перевозок тоже будет введен через полгода.

Дополнительно лидеры Евросоюза согласовали отключение от системы межбанковских платежей SWIFT трех российских банков, включая Сбербанк, запрет на консалтинговые услуги российским компаниям и еще трех телеканалов, писал Bloomberg.

Также под ограничения могут попасть олимпийская чемпионка по художественной гимнастике и председатель совета директоров холдинга «Национальная Медиа Группа» (управляет «СТС Медиа», РЕН ТВ, Пятым каналом, Первым каналом, газетами «Известия» и «Спорт-Экспресс») Алина Кабаева, вероятно, патриарх Кирилл, а еще десятки военнослужащих, которые, как предполагает ЕС, ответственны за жертвы среди мирного населения в украинской Буче.

прочитать весь текст

Наибольшие уступки смогли получить Чехия (18 месяцев без запрета на нефтепродукты), Болгария (может принимать танкерные поставки из России до 2024 года) и Хорватия (сможет закупать вакуумный газойль для своего НПЗ). При этом максимальную выгоду от санкций получила Венгрия, отмечает The Wall Street Journal. По его данным, дедлайна поставок по «Дружбе» в документах нет, а если с нефтепроводом, проходящим через Украину, что-то произойдет, то страна сможет закупить российскую танкерную нефть.

У нефти свой путь

После введения частичного эмбарго биржевые цены на нефть достигли максимума за два месяца, превысив $122 за баррель. Стоимость июльских фьючерсов этой марки на 13:00 мск выросла до $123,54, следует из данных на Лондонской межконтинентальной бирже. Августовские фьючерсы на Brent торговались на 0,5% выше, на уровне $118,24 за баррель. Между тем американская марка WTI с июльской поставкой подорожала на 2,2% по сравнению с пятницей и торгуется на уровне $117,64 за баррель в июльских фьючерсах на Нью-Йоркской товарной бирже, замечает Forbes.

Впрочем, на рост котировки действуют два мощных фактора — подъем спроса в США и возобновление промпроизводства в Шанхае после локдауна. Город планирует разрешить производителям возобновить работу с июня, поскольку ситуацию с коронавирусом, по мнению властей, удалось взять под контроль, пишет Bloomberg.

Аналитики не считают предельной такую ценовую отметку. Так, в Bank of America полагают, что из-за резкого сокращения экспорта может произойти серьезный нефтяной кризис, который поднимет цену на Brent выше $150 за баррель.

Глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль считает, что нынешний мировой энергетический кризис намного масштабнее нефтекризисов 1970-х и 1980-х. Он не исключает, что этот кризис продлится дольше. Бироль прогнозирует к середине лета проблемы на европейском рынке моторного топлива — дизтоплива, авиакеросина и бензина.

Стратегически потеря европейского рынка существенно повлияет на добычу и экспорт нефти, что пока компенсируется высокими мировыми ценами, полагает в разговоре с «Компанией» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. По ее словам, частично выбывающие объемы уже перенаправляются в Азию, но «полноценной замены может не произойти, по крайней мере, в течение нескольких лет, что будет приводить к сокращению нефтегазовых доходов». Беленькая напомнила, что на нефтегазовые поступления приходится около половины российского экспорта и 30–40% доходов бюджета (в январе — апреле 2022 года доля нефтегазовых доходов бюджета поднялась почти до 48%).

Цена эмбарго

Даже частичное эмбарго отразится на финансах РФ, отмечает The Wall Street Journal. В 2020-м 2,8 млн баррелей российской нефти в сутки, направляющихся в Европу, шли по морю.

Между тем Россия будет недополучать $22 млрд нефтедоходов в год, подсчитал Bloomberg. Из них:

  • $12 млрд — потери от перекрытия экспорта по трубе в Северную Европу;

  • $10 млрд — от запрета на морской экспорт.

Bloomberg в своих подсчетах не учел недополученные доходы России и за нефтепродукты, на которые тоже наложено эмбарго, уточняет партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин*. В связи с этим, по его словам, РФ придется закрыть часть мощностей на российских НПЗ и сокращать добычу на промыслах. «Думаю, что эмбарго для доходов федбюджета будет равноценно потере от четверти от всех нефтяных доходов. Это и есть стоимость эмбарго», — отметил эксперт в разговоре с «Компанией».

Среди российских нефтяников сильнее всего пострадают компании с НПЗ в Европе, в частности «Лукойл», пишет «Коммерсант». Четыре завода нефтекомпании в Италии, Румынии, Болгарии и Нидерландах полностью перешли на Urals.

При этом «Лукойл» единственный из российских нефтегигантов не снизил добычу после начала геополитического обострения. Баженов добавляет к числу будущих пострадавших по той же причине «Сургутнефтегаз».

прочитать весь текст

Западные СМИ утверждают, что теперь «морское» сырье России придется перенаправить в Азию, страны которой продают Urals со скидкой в $34 за баррель к Brent. В Азии покупателей будет немного, поскольку этот сорт трудно перерабатывать в больших количествах из-за высокого содержания серы, отмечает индийская телекомпания NDTV. По ее данным, производства Шри-Ланки и Индонезии с этим не справятся. Таким образом, Китай и Индия становятся жизненно важными игроками сбыта для России, поскольку имеют достаточно мощные НПЗ для переработки, делает вывод издание.

Крутихин соглашается с тем, что Азия не сможет заменить европейский рынок, при этом небольшое увеличение поставок в Китай и Индию будет не столь значительным. «Индия может взять 6–7 млн тонн нефти, КНР, возможно, увеличит поставки на 3 млн баррелей. Нет технической возможности направить больше», — отметил он.

Реальные проблемы РФ испытает через два-три года, считает член правления Независимого топливного союза, руководитель аналитического центра Григорий Баженов. В пределах этого срока снижение объемов поставок будет компенсироваться ростом цен на нефть, утверждает эксперт. По его словам, жесткость дальнейшего сценария зависит от того, успеет ли Россия перестроиться и найти поставщиков. «Ответы на эти вопросы будут совсем нескоро», — отметил Баженов в разговоре с «Компанией».

Между тем Крутихин не исключает, что через два года ЕС согласует полное эмбарго на российскую нефть. По его словам, протестующие сейчас против нефтяных ограничений Венгрия, Чехия и Словакия потребляли 15 млн тонн отечественной нефти в год. «Это микроскопическая величина, поэтому Венгрия не играет роли в начале конца российской нефтеотрасли», — заключил эксперт.


* признан в России иноагентом.