Top.Mail.Ru
архив

Верной дорогой протекционизма

РОССИЙСКОЕ автомобильное лобби одержало грандиозную победу. Итоги встречи с президентом, состоявшейся в минувшую среду, превзошли самые смелые ожидания капитанов отечественного автопрома: они покидали Кремль буквально осыпанные подарками. Во-первых, предприятиям обещана реструктуризация бюджетной задолженности. В частности, «АвтоВАЗу» удалось не только получить очередную отсрочку платежей, но и вернуть из РФФИ 50-процентный пакет своих акций, содержавшийся там с 1997 года в качестве залога добросовестной выплаты долгов. Во-вторых, «высочайшее благословение» получил процесс образования отраслевых холдингов – наиболее популярной на сегодняшний день формы организации автобизнеса. Профильным министерствам и ведомствам поручено ускорить прохождение через Думу закона о холдингах. Однако главным достижением борцов за славу российского автопрома стали отнюдь не налоговые льготы. Подлинным триумфом лоббистов по праву можно считать правительственное постановление о протекционистских мерах, одним махом освобождающее автозаводы от изнурительной конкуренции с иностранным «секонд-хэндом». Защищать отечественного производителя предлагается испытанным годами средством – значительным увеличением таможенных пошлин. Объектом атаки стали подержанные иномарки в возрасте от семи лет. Теперь ввоз на российскую территорию автомобиля 1994 года выпуска и старше будет связан со значительными финансовыми издержками. В зависимости от объема двигателя за каждый «кубик» придется заплатить от 1,1 до 3,5 евро ($0,9–$3 по текущему курсу). Таким образом, с учетом таможенных сборов, подержанная иномарка фактически сравняется по стоимости с новой. Покупка такого автомобиля теряет всякий смысл. Поддерживая таким нехитрым способом российский автопром, власти фактически вымывают с рынка самый популярный сегмент. Действительно, 5 –10-летние иномарки пользуются у российских автолюбителей наибольшим спросом. По разным оценкам, доля этих автомобилей в отечественном парке составляет от 30% до 40%. При этом очевидно, что заявленных целей автопромовцы не достигнут. Опыт прежних попыток применения административных методов конкурентной борьбы показывает: на голом протекционизме далеко не уедешь. Помещенный в тепличные условия, отечественный производитель отнюдь не торопится повышать качество своей продукции. Собственно, в условиях монопольного производства в этом и нет необходимости: зачем улучшать товар, если при отсутствии выбора потребитель все равно его купит. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить резкий скачок импортных пошлин, пролоббированный главой «АвтоВАЗа» Владимиром Каданниковым в 1994 году. Сбыт ВАЗов и впрямь вырос, однако торжествовали в Тольятти, Нижнем Новгороде и Москве недолго. Уже через два года цены на отечественные автомобили приблизились к стоимости иномарок, и склады готовой продукции вновь заполнились «четырехколесным неликвидом». А прежде того расцвели пышным цветом многочисленные схемы «черной» растаможки иномарок. Кстати, можно с уверенностью утверждать, что вторичный рынок не замедлит с ответом и на нынешние инициативы правительства. Например, если раньше год выпуска автомобиля занижали, то теперь будут завышать. Ну а тем, кто ни под каким видом не согласен садиться за руль отечественного автомобиля, напомним, что до вступления протекционистского постановления в силу остается еще два законных месяца. Поторопитесь, граждане.