Top.Mail.Ru
архив

Взгляд из темноты

Откуда происходят монстры? Этот вопрос интересовал людей на протяжении веков. Всех чудищ нам не охватить, поэтому ограничимся разговором о современных архитектурных творениях.

Фундаментом такого сооружения всегда выступает недостаток художественного вкуса. Этот тезис субъективен, как и произвольна мера таланта, данная отдельному творцу; но если выявлять закономерное, то за дурным стилем, уродливыми пропорциями, неумелыми претензиями чаще всего скрывается недостаток образования, опыта, кругозора, вообще культурного «гумуса».

Поэтому русская провинциальная архитектура второй половины XIX века не вызывает гневного отвращения: ее невысокое качество вполне объяснимо и объективно; чувства, ею пробуждаемые, скорее сострадательные, чем обличительные. Сказалась бедность глубинки, ее удаленность от мировых центров художественного творчества, где, между прочим, с хорошим вкусом тоже тогда были большие проблемы. Сходным образом взирая на советскую городскую среду, дурным словом поминаешь не архитектора, а социалистическую экономику, с ее стандартизацией и стремлением сэкономить на всем том «второстепенном», что составляет подлинный вкус жизни.

Но отчего и сегодня так мало радости взгляду? Архитекторы получают образование в специализированных вузах, есть масса книг, альбомов, журналов, Интернет... Считается, что ныне главным губителем городского пейзажа выступает диктат заказчика. Надо бы сказать точнее: готовность исполнителя ему подчиниться. Ослабление требовательности к себе, разрушение человека – главное наследие коммунистической власти. Сегодня эта мысль совсем не модна, но без нее невозможно объяснить даже самые частные явления окружающей действительности.

Разрушение, порча – по латыни «коррупция». Оградить общество и городскую среду от последствий коррупции, разъедающей изнутри творческую архитектурную личность, призваны органы государственной власти и муниципального самоуправления. В Москве – Общественный архитектурный совет при мэре. Но с деятельностью данного собрания можно ознакомиться только по его финальным решениям или изложению дискуссий устами очевидцев. А вот Градостроительный совет Киева публикует в Интернете полные стенограммы своих заседаний. Казалось бы, такая гласность может послужить двойной защитой от градостроительных ошибок. Однако монструозность современной киевской архитектуры оставляет далеко позади и Москву с Церетели, и Петербург с «Монбланом» на Выборгской набережной. В Киеве ставят бесподобно уродливые небоскребы уже совсем в центре, на Днепровских спусках. Авторитетные градостроители обсуждают и одобряют это, не таясь, наукообразно и вдохновенно.

С эволюцией общества и государства претерпевает трансформацию и механизмы, используемые для удовлетворения алчности. От примитивного грабежа на большой дороге до более мудреного воровства через махинации с налогами или акционерным капиталом. Но самая современная форма жизнеустройства предусматривает, что инструментом коррупции выступают предметы сугубо возвышенные – соображения вкуса, научные прозрения, национальные интересы…

Мы через все стадии пронеслись стремительно. Де Токвиль имел в виду другое, но получается прямо про широко пропагандируемые «достройку» Царицына или проект 300-метрового «газпромовского» небоскреба напротив Смольного собора: «В демократических странах руководители государства, почти постоянно находясь под подозрением, обеспечивают… государственную поддержку тем преступлениям, в которых их обвиняют».

 

Еще по теме