Top.Mail.Ru
мнения

X, Y, Z: финансовое уравнение с новыми переменными

Фото: пресс-служба «РГ-Девелопмент» Фото: пресс-служба «РГ-Девелопмент»

В 2025 году средний возраст российского инвестора, по данным Центрального университета, снизился по сравнению с 2021-м на три года — до 36 лет. Молодежь 18–20 лет — одна из самых динамично растущих групп инвесторов — ее доля увеличилась в 6 раз и достигла 8 %. На рынок капитала все активнее выходят «цифровые аборигены», которые начинают менять правила игры, ускоряя ценностную и технологическую трансформацию инвестиционного рынка. Как смена поколений влияет на инвестиционный рынок — рассказывает владелец девелоперской компании «РГ-Девелопмент» Сергей Шумей. 

Игра в инвестиции

Под влиянием зумеров уже появляются новые услуги, продукты, адаптируются инвестстратегии. Да, десятилетиями фундаментальные принципы инвестирования остаются незыблемыми: правила диверсификации портфеля, оценки риска и доходности, долгосрочного планирования не зависят от того, какой год на календаре. Не стоит сбрасывать со счетов и экономические реалии: поведение инвесторов в значительной степени определяется макроэкономической средой, которая влияет сильнее, чем поколенческие предпочтения.

Однако то, что смена поколений действительно оказывает влияние на инвестиции, рынок уже ощутил. Самая очевидная трансформация — технологическая. Миллениалы и зумеры демонстрируют значительно более высокий уровень принятия цифровых решений, что привело к буму робо-эдвайзеров и мобильных инвестиционных платформ.

Финтех-компании и банки вынуждены оперативно внедрять новые решения, чтобы соответствовать ожиданиям молодых клиентов, — запускать торговлю ценными бумагами в один клик, интегрировать инвестиционные сервисы в мессенджеры, добавлять к серьезному брокерскому подходу элементы геймификации.

Во многом благодаря запросу 20-летних получили значительное признание альтернативные активы, такие как криптовалюты или NFT.

Еще одно характерное отличие младшего поколения инвесторов — повышенный интерес к экологическим, социальным и управленческим составляющим при выборе проектов для вложения капитала. Зумеры чаще интересуются компаниями, соответствующими их ценностям.

Растущий аппетит к риску

Финансовая индустрия относится к секторам с высоким трансформационным потенциалом. Но поскольку принцип Move fast and break things неприемлем для отрасли, в которой главный товар — надежность и доверие, наиболее эффективный подход — это управляемая эволюция, где инновации интегрируются с проверенными временем практиками. Для бизнеса в период этой трансформации важно сбалансировать новшества с риск-менеджментом и регуляторными требованиями и сохранять ключевые компетенции и опыт, которые являются конкурентным преимуществом.

Один из важнейших факторов трансформации — эволюция риск-менеджмента. За последние годы в нем появились новые компоненты, а ряд уже существовавших увеличили вес.

Во-первых, ESG-риски (те, что связаны с климатическими, социальными и управленческими факторами) сместились с периферии в фокус внимания и стали значимыми при создании инвестиционных стратегий, а не только при выборе «зеленых» продуктов.

Во-вторых, усилилось значение репутационных рисков в социальных сетях, что заставляет бизнес строить стратегии быстрого реагирования и проактивного управления.

Киберриски сложно отнести к новым факторам, но построение «цифровой крепости» требует все большего внимания и инвестиций. В числе новых рисков можно упомянуть поведенческие риски разных поколений, ответом на которые становится анализ финансовых привычек.

Про зумеров, например, известно, что они склонны к самостоятельному принятию решений, поэтому формируют портфели через брокерские приложения. При этом у юных инвесторов более высокая толерантность к риску. Согласно опросам, 17 % из них считают, что часто предпринимают рискованные шаги (для миллениалов показатель составляет 10 %, для бумеров — 7 %).

В целом молодежь чаще ориентируется на быстрый результат, не боится менять стратегии и пробовать новые подходы. При этом все большее влияние на ее финансовые решения оказывают блогеры и лидеры мнений. И это новая, постоянно меняющаяся система координат для инвестиционного рынка.

Руководителям компаний, которые хотят провести команду через эти изменения быстро и безболезненно, важно повышать собственную технологическую грамотность. Становиться гуру IТ-разработки для этого необязательно: понимание базовых принципов тех или иных инновационных решений позволит приподняться над границами хайпа и сделать выбор в пользу внедрения действительно важного продукта.

Еще одна особенность трансформационного периода — переход к мультигенерационному менеджменту, который призван обеспечить максимальную эффективность в команде представителям сразу трех, а то и четырех поколений.

Деньги — не самоцель

Выход на рынок более юных инвесторов, в том числе несовершеннолетних (их доля составляет около 4 %), говорит о серьезной демократизации отрасли. Компании уже ответили на это снижением порогов входа для качественных инвестпродуктов и созданием образовательного контента, адаптированного под разные уровни финансовой грамотности. Следующим шагом может быть широкий запуск сервисов для микроинвестирования, которые обеспечат фракционное владение ранее недоступными классами активов, в том числе предметами искусства или люксовой недвижимости.

Мы уже видим интеграцию финансовых инструментов в нефинансовые приложения и экосистемы социальных сетей.

На горизонте 5–10 лет это приведет к формированию интегрированных экосистем благополучия. Стратегическая ставка — объединение ранее разрозненных финансовых, физических, психологических и социальных сервисов в одну платформу. При этом технологические решения будут сочетаться с человеческой поддержкой: цифровые инструменты используются для решения регулярных задач, а доступ к экспертам — для сложных вопросов.

Ценность таких экосистем будет особенно высока для поколений Y и Z, представители которых склонны к целостному пониманию благополучия и видят финансовые решения как инструмент для достижения статусных целей, а не как самоцель. Они действуют более осознанно и ценят прозрачность и этичность используемых данных.

Организации, способные создать такие доверительные экосистемные отношения, получат значительное конкурентное преимущество в удержании клиентов и расширении доли их кошелька через множество взаимодополняющих сервисов.