Top.Mail.Ru
бизнес

«Я никогда не стремилась высоко взлететь»

Фото: пресс-служба ROCKWOOL Russia Фото: пресс-служба ROCKWOOL Russia

Строить карьеру, руководить заводами и воспитывать ребенка одновременно — возможно. За 20 лет в международной компании героиня нашего проекта «Бизнес по-женски» Марина Потокер прошла путь от специалиста по закупкам до гендиректора одного из крупнейших производителей решений из каменной ваты ROCKWOOL Russia. Сегодня она отвечает за работу компании на рынках России, Беларуси и Казахстана. Секретами успеха Марина Потокер поделилась в интервью журналу «Компания».

Могли вы предположить, что возглавите однажды такую крупную компанию?

— Откровенно говоря, не могла и никогда не мечтала стать генеральным директором ROCKWOOL. Возможно, это неправильно, но зато правда. Я глубоко убеждена, что, когда ты занимаешься любимым делом, которое тебе искренне интересно, повышение становится естественным витком развития. Когда я пришла в ROCKWOOL, то не ставила перед собой задачу стать через три года директором по логистике. Компания быстро и стремительно развивалась, а я была вовлечена во все сферы и направления. Это дало мне возможность изучить бизнес со всех сторон. Результаты работы, за которую я отвечала на каждом определенном этапе своей карьеры, привели к тому, что мои коллеги заметили меня и как личность, и как потенциального управленца.

А каким вы рисовали свое будущее изначально?

— У меня было счастливое советское детство, я занималась музыкой, и мне это нравилось. Но это было скорее для общего развития. Куда больше мне хотелось узнавать мир, но в моем детстве возможность путешествовать была ограниченной. Я с увлечением учила английский, хотя в те времена его знание не требовалась, как сегодня. Да и преподавали его в школах плохо. Но я понимала, что это откроет передо мной новые двери. Сформулировать свое желание я не могла, но уже тогда мне хотелось развиваться и применять навыки именно в международном секторе. Выбор вуза не стал случайным. Я окончила Всероссийскую академию внешней торговли. И в дальнейшем мне удалось применить полученные знания и навыки.

Почему вас заинтересовала строительная сфера? Как вы оказались на производстве?

— Скорее не я заинтересовалась ей, а она мной. В «ROCKWOOL Россия» я начала свою карьеру в отделе закупок в 2002 году. Это было приятное стечение обстоятельств. Я работала тогда в итальянской компании, которая занималась поставками фасовочно-упаковочного оборудования в Россию. Там я получила понимание, что такое международный бизнес, как проходит процесс поставок из-за границы. Этот механизм сложный, но весьма интересный. Работая в небольшой компании, я получила огромный багаж знаний. К сожалению, дальнейшего роста в этой фирме я не видела, в какой-то момент просто решила сменить работодателя. Определенной цели не было — я рассматривала совершенно разные отрасли и компании.

В какой-то момент мне позвонила менеджер по подбору персонала из ROCKWOOL, с которой мы и по сей день работаем вместе. Она предложила позицию в отделе закупок в датской компании, которая расположена в городе Железнодорожном (сейчас мкр-н Железнодорожный города Балашихи МО). И тут, наверное, сыграло больше мое природное любопытство. Будучи жителем этого города, я не знала, что у нас есть датская компания. И, чтобы удовлетворить свое любопытство, я и решила прийти на собеседование. С тех пор прошло уже почти 20 лет.

Подразделение ROCKWOOL Russia входит в группу компаний ROCKWOOL — мирового лидера в производстве решений из каменной ваты. Компанию основали в 1909 году, ее центральный офис находится в Дании. ROCKWOOL принадлежат 48 производственных площадок в Европе, Северной Америке и Азии. Штат насчитывает более 11 500 специалистов. Продажи группы компаний за 2020 год составили более 2,6 млрд евро.

В России у компании четыре завода, которые поставляют продукцию по всей России, в страны СНГ и выполняют экспорт в Финляндию. Продукцию из каменной ваты применяют для тепло- и звукоизоляции, защиты от пожаров. Так, каменная вата относится к категории негорючих материалов. Ее волокна выдерживают температуру свыше тысячи градусов Цельсия, что позволяет предотвратить распространение огня.

Еще одним ее преимуществом является ее благотворное воздействие на окружающую среду. Продукцию ROCKWOOL изготавливают из натурального камня. Это позволяет неоднократно перерабатывать ее и превращать каждый раз в новые материалы без потери качества.

Кроме того, в 2016 году ROCKWOOL взяла на себя обязательства по достижению 10 из 17 целей ООН в области устойчивого развития. А в 2020-м компания присоединилась к инициативе по научным целям Science Based Target initiative (SBTi — «Инициатива: Цели, установленные наукой»), утвердив план по сокращению выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла продукции.

прочитать весь текст
В одном из интервью вы называли кумиром вашу бабушку. Возможно, вас отчасти вдохновил пример этой женщины?

— Бабушка была яркой личностью с очень сильным характером. У этой женщины были простые и четкие жизненные принципы. Она всегда говорила прямо и учила этому нас — смело и открыто заявлять о своей позиции, проявлять уважение к людям вне зависимости от того, кто они и откуда, не делить людей на хороших и плохих, уметь выстраивать диалог, проявлять сочувствие и предлагать помощь. Такие простые и в то же время важные в жизни вещи.

Времена, в которые она жила, были весьма непростые. Дедушка занимался теплоизоляцией труб и руководил большим трестом. Ему приходилось постоянно переезжать, и она всегда была вместе с ним. Ее сильный характер проявлялся в желании адаптироваться к новым местам проживания, новым людям. И ей это удавалось, в каждом из городов она реализовывала себя, в том числе профессионально. Так, например, в Железнодорожном она строила школу-студию «Пионерия» Г. А. Струве, где берет свои истоки известный хор. Она также была депутатом местного собрания, а еще воспитывала двух сыновей. Пожалуй, для меня это был действительно очень хороший и сильный жизненный пример.

Впрочем, дедушка был не менее яркой личностью с сильным характером. Во время Второй мировой войны он дошел до Польши, где, к сожалению, его ранили. При этом я помню его как Старика Хоттабыча. Именно такой образ у меня сохранился в памяти. Он занимался теплоизоляцией труб по всей России. Кстати, моя дипломная работа тоже была посвящена компании, занимающейся именно теплоизоляцией труб. Наверное, все же есть какие-то более высокие взаимосвязи.

Каков был ваш путь к женщине-бизнесвумен? Что поспособствовало такому стремительному карьерному росту?

— Я никогда не стремилась высоко взлететь — искренний интерес к работе способствовал карьерному росту. Когда я пришла в отдел закупок, в компании стартовало строительство завода в Выборге. На тот момент я лично ездила на карьеры для выбора сырья (основой продукции ROCKWOOL является природный камень). В течение пяти лет зона моей ответственности постепенно росла, уже в 2007 году я заняла должность директора по закупкам и логистике. Но мне было интересно узнать больше: как устроено производство, как наши материалы влияют на развитие строительной отрасли, почему продукция из каменной ваты на протяжении многих лет пользуется спросом.

Уже в 2009-м я перешла на должность технического директора, курируя развитие заводов ROCKWOOL в России. Спустя год в нашем портфолио появился третий завод — в Троицке, а в 2012-м открыли современное и мощное предприятие по производству каменной ваты в ОЭЗ «Алабуга» Республики Татарстан. Сегодня на территории нашей страны у компании четыре завода.

Когда я возглавила компанию в 2014 году, наступили те непростые и волнительные кризисные времена. Природное любопытство, ответственность за бизнес и сотрудников, вера в себя, команду, наши продукты, желание учиться и познавать все-таки опережали тот страх, который был внутри. Несмотря на тяжелое время, нам с командой удалось находить точки роста, выходить в новые сегменты, перестраиваться в сложных рыночных условиях. И даже в тот тяжелый период мы смогли сохранить ведущую позицию на рынке.

Марина ПотокерФото: пресс-служба ROCKWOOL Russia
А как коллектив отреагировал на ваше назначение?

— Переходя на новую ступень, нужно готовиться к тому, что твои коллеги становятся подчиненными. Тут важно не только выстроить конструктивный диалог, но и завоевать уважение, стать для них естественным лидером. Всегда может возникнуть вопрос: «А почему именно она?» И здесь приходится доказывать почему. Я получила полную поддержку благодаря открытому диалогу. Ведь от отношения и атмосферы в команде зависит очень многое. ROCKWOOL — уникальная компания, которая превратилась из небольшого семейного бизнеса в крупный международный бренд. Наш самый важный актив — это люди. Зачастую мы нанимаем сотрудников исходя в первую очередь из персональных качеств. Речь идет об умении работать в команде, ответственности, искренности, взаимопомощи и осознании корпоративных целей.

Вы управляете четырьмя производственными площадками, сотрудничаете как с представителями бизнеса, так и с чиновниками. А сама сфера далеко не женская в массовом сознании. Не приходилось сталкиваться с предрассудками мужчин?

— Возможно, мне повезло, но доказывать свою компетентность в связи с тем, что я женщина, не приходилось. Мы всегда очень серьезно готовимся к встречам, четко излагаем повестку дня. И, как мне кажется, нам всегда удается выстроить конструктивный диалог.

Но определенное сопротивление возникло, когда я получила должность технического директора. У меня тогда в подчинении были мужчины. И вот это было испытанием, так как образования технического у меня нет. Они пытались ставить под сомнение мою экспертизу, закидать сложными фразами и терминологией. Что делать? Не опускать руки. Я люблю учиться, поэтому внимательно слушала и заполняла пробелы в знаниях. Через какое-то время мужчины признали, что я быстро схватываю, а вывести меня из себя — непростая задачка.

Расскажите о самом тяжелом периоде в вашей карьере.

— Запуск завода в Выборге. Я тогда работала в закупках и логистике. И это был для меня абсолютно новый опыт. Первый вагон с сырьем приехал за час до запуска завода. Та ситуация вызывала состояние неопределенности. Но именно она научила меня, что все проблемы решаемы, а каждое действие требует рационального и взвешенного подхода. Этот опыт помог в дальнейшем при запуске в Елабуге и Троицке и когда мы расширяли команду с 600 человек до 1200. Сейчас об этом легко говорить, но все эти изменения требуют сложного комплекса действий и решений.

А как справляетесь со стрессовыми ситуациями? Можно сказать, что в этой сфере женщине необходим стальной характер?

— Я не верю, честно говоря, что есть такое понятия, как «стальной характер». Мы все люди со слабостями. Человек, обладая сильным и волевым характером, может при определенных обстоятельствах быть чувствительным и, например, растрогаться до слез при виде красивого цветка.

Безусловно, нужно проявлять выносливость, уметь справляться со стрессом, а на каждом этапе развития уровень стресса разный. У меня был период, когда я была подвержена стрессу, зато теперь четко понимаю, каких ситуаций нельзя допускать. Без ошибок точно не получится, но это не делает характер стальным, а дает определенную мудрость и зрелость.

А вам приходилось выходить на эмоции, повышать голос, может, даже плакать?

— Ну, мне кажется, я не кричу. Наверное, раньше могло быть. Потом взрослеешь, набираешься опыта, понимаешь, что крик — проявление собственной слабости. Он ничего не решит. А так, мне кажется, я достаточно мягкий человек, люблю сентиментальные истории и для меня социальная жизнь очень важна. Что касается слез, я считаю, что это нормальное явление, но за пределами профессиональной рутины. До слез меня мальчишки в школе пытались довести — не довели. Я смогла за себя постоять.

Как, если не секрет?

— Сумкой со сменкой по голове. Он меня сильно толкнул, поэтому пришлось. Если серьезно, то я считаю, что когда человек пытается вывести на негативные эмоции, то у него не нашлось больше других аргументов, чтобы загнать собеседника в угол.

«Ребенок расскажет вам, что ему не нравится. Завод — нет. Поэтому здесь все решается через сложные изменения», — одна из ваших цитат для проекта BBC «100 женщин» в 2017 году. О каких изменениях идет речь?

— Когда я давала это интервью, то имела в виду, что завод и большой коллектив — это сложный механизм. Вовлекать людей в процесс, получать обратную связь — эволюционное решение. Именно эволюционное, не революционное. Важно, чтобы каждый сотрудник, приходя на работу, не просто механически выполнял набор функций, который прописан в должностной инструкции. У него должна всегда оставаться минутка для творчества и готовности вести диалог с руководителем. Он не должен бояться руководителя, предлагать свои идеи по улучшению. Это важный аспект укрепления корпоративной культуры и личностного роста сотрудников. Механизм не запустится, если человек, который выполняет определенную работу, не придет с идеей улучшения. Что касается революционного развития — это прийти и поставить новую линию.


спецпроект
Бизнес по-женски
Откровенный разговор с основательницами стартапов и крупных компаний
Бизнес по-женски
Говоря о семейной жизни, как вам удавалось совмещать карьеру и воспитание ребенка? Вы же наверняка часто находились в разъездах, командировках?

— С воспитанием мы еще не закончили. Но, да, это процесс непростой. Здесь, как и во многих семьях, не обходится без поддержки родственников. И я не представляю, если честно, как это можно реализовать без помощи близких. С пандемией сейчас выездов стало меньше, но мои командировки начались, когда сыну не исполнилось и шести месяцев.

Я точно не та мама, которая проводит много времени с сыном, по объективным причинам. Хотя мы вместе делали тест по химии, тоже наслаждаюсь некоторыми процессами обучения. При этом мы всегда испытываем невероятную радость от проведенного совместно отпуска или выходных. И я могу сказать, что во многом и он меня воспитывает. В первую очередь он учить меня терпению. Не обходится и без современных технологических премудростей, мы ведь люди разных поколений.

Как вы считаете, может ли бизнесвумен совмещать карьеру и семью?

— Бесспорно, это большая ответственность и риск. Это нужно постоянно мерить градус связи с семьей, ребенком. В семью надо инвестировать постоянно. Хотя бывают моменты, когда ты приезжаешь из командировки, устала и точно не до развлечений с детьми. С другой стороны, это и определенная перезагрузка, возможность переключиться. Я думаю, все возможно, просто надо продумать каждую деталь, чтобы создать комфортные условия для всех. Сработает ли это в каждой ситуации, думаю, вряд ли. Но мне, наверное, повезло.

В проекте BBC вы стали единственной русской героиней. Как вы относитесь к такой статистике? Действительно ли в России женщинам сложнее пробиться на топовые позиции в крупных организациях?

— Я горжусь тем, что мне удалось представлять Россию тогда. Сложно сказать, по каким критериям выбирали участниц. Честно говоря, я не вижу в нашей стране каких-то ограничений и полностью не согласна с утверждением, что все русские женщины — учителя. Нет и нет. Я знакома с большим количеством женщин на руководящих позициях. Встречаю множество ярких представительниц прекрасного пола, владеющих бизнесом, на форумах различной тематики, строительной в том числе. В России много возможностей для женщин, которые хотят занимать руководящие должности.

А как сейчас за рубежом обстоит ситуация с участием женщин в бизнесе? В одном из интервью вы указывали, что в Скандинавии, например, этот вопрос стоит остро. Изменилась ли с тех пор ситуация?

— Сегодня практически все международные компании придерживаются принципа разнообразия: расового, религиозного, культурного, возрастного и, конечно же, гендерного. Руководители многих организаций понимают, что сбалансированное участие мужчин и женщин в управлении бизнесом чрезвычайно важно для достижения высоких результатов.

Если говорить о компании ROCKWOOL, то российское подразделение опережает другие страны по доле женщин-руководителей. И женское бизнес-лидерство, на мой взгляд, в нашей стране развито больше, чем в Скандинавии. Но и там ситуация не стоит на месте — доля женщин на руководящих позициях увеличивается.

А нашим женщинам с первых лет нужно себя более активно проявлять. У нас изначально стоит такая жизненная установка, что нужно многое успеть.

Вы говорили, что не разделяете сотрудников на мужчин и женщин, а обращаете внимание на навыки. Но все же представители какого пола сейчас доминируют в ROCKWOOL?

— В компании работают более тысячи человек. Если говорить о процентном соотношении, то 78% — это мужчины, на долю женщин приходится 22%. Если обратить внимание на то, что наша деятельность связана с производством, то это объяснимо. Сотрудникам приходится иногда выполнять сложную физическую работу. Если говорить о топ-менеджменте, то здесь большая часть — женщины.

Знаю, что однажды вам выпала честь принимать у себя датскую королеву. Как это было?

— Это очень интересная история. В 2011 году в рамках государственного визита нас удостоила своим вниманием датская королева Маргрете II. Я на тот момент была техническим директором и отвечала непосредственно за экскурсию по заводу. Долго готовилась, думала, как же мне рассказать Ее Величеству, как производится каменная вата. Она же очень разносторонний человек, занимается искусством. В итоге я говорю: «Ваше Величество, давайте представим, что мы на кухне печем пирог. Вот у нас тесто наверху, вот оно готово, сейчас мы его в печку положим, охладим, упакуем. И наш пирог готов». Она отвечает: «Да, да, очень интересно, скажите, а вы подаете сжатый воздух при подаче расплава?» Я, честно говоря, в тот момент растерялась. Не думаю, что этот вопрос был ей действительно интересен, но широта взглядов этой женщины впечатлила. В итоге ей все понравилось: вместо 20 запланированных минут она пробыла у нас 45, что, в общем-то, исключение из правил. Она очень открытая и интересная женщина. После экскурсии нам удалось поговорить и про Льва Толстого, и про Екатерину II. Это был очень интересный опыт.


Блиц-опрос

1. Есть сферы, в которых женщины в среднем успешнее мужчин?
— Нет.

2. Мужчины склонны не воспринимать женщину как делового партнера и своего начальника?
— Нет.

3. Женщинам с детьми сложно строить карьеру и держать баланс между бизнесом и семьей?
— Да.

4. Женщины часто сталкиваются со «стеклянным потолком» в своей карьере?
— Я то же самое могу сказать и о мужчинах.

5. Ваш совет женщинам, которые хотят быть CEO или встать во главе бизнеса.
— Никаких особых рецептов тут нет. Эмпатия, интуиция и природное любопытство — залог успешной карьеры для женщины. Это природное желание идти вперед и каждый день наслаждаться тем, что твой вчерашний день на этой позиции никогда не будет похож на следующий. Безусловно, чтобы занимать управленческую позицию, требуются природные лидерские качества. Однако этого недостаточно. Нужно также иметь широкий кругозор, широкое понимание бизнеса для принятия решений.
Я не говорю, что нужно быть экспертом во всех сферах. Речь также не об учебных программах. Скорее, нужно иметь жизненный опыт, желание узнавать и развиваться, обладать здравым смыслом. Не стоит ставить перед собой рамки, что, скажем, через три года я должен продвинуться по карьерной лестнице. Хотя амбиции никто не отменял. Но эти планы должны подпитываться естественным интересом к бизнесу, стремлением познать, покопаться, выразить свое мнение, быть готовым принять удар и нести ответственность за свое мнение. Без этого амбициозные планы вряд ли будут что-то стоить.


Еще по теме