Top.Mail.Ru
архив

Ястреб на взлете

Назначение Кондолизы Райс на пост госсекретаря стало самым провокационным кадровым решением президента США Буша. Райс станет первой в истории чернокожей, занявшей столь высокий пост в американском правительстве. То, что новый госсекретарь – женщина, американцев уже не удивляет. В США уже была одна «госпожа госсекретарь».

 

Кондолизу Райс в Вашингтоне считают «умеренным ястребом» и ее назначение – это знак грядущих перемен во внешней политике США. Недостаточно жесткий Колин Пауэлл не устраивал соратников Буша. За время работы Пауэлл испортил отношения со всеми влиятельными «ястребами» из окружения президента, в том числе и с вице-президентом Диком Чейни. Приход к власти Райс означает, что внешняя политика США, определенно, станет более агрессивной.

Как только президент объявил имя нового госсекретаря, журналисты вспомнили о Мадлен Олбрайт. Именно она была первой в истории женщиной – главой госдепартамента. Злые языки в республиканской партии называют Райс и Олбрайт «красавицей и чудовищем», однако, несмотря на все различия, у этих женщин очень много общего.

Своей головокружительной карьерой Кондолиза Райс обязана в первую очередь своему учителю – Джозефу Корбелу. С ним Райс познакомилась в Денверском университете, где в 26 лет она получила степень доктора философии в области международных отношений. Джозеф Корбел стал наставником Райс и сделал из нее блестящего советолога. Сначала Райс мечтала быть пианисткой, потом – адвокатом. Профессор Корбел уговорил Кондолизу бросить занятия фортепиано ради науки.

Своей ученой степенью Кондолиза Райс гордится, но не очень любит обращать на нее общественное внимание. В газете TheNewYorkTimes будущего госсекретаря США называют просто «мисс Райс». В то же время ее коллег – профессоров Олбрайт и Киссинджера – в газетных публикациях указывали со всеми регалиями. На вопрос читателя о причинах такой избирательности, в редакции ответили, что каждый политик может сам выбрать приемлемую для него форму обращения. Мадлен Олбрайт настаивала на том, чтобы ее называли «доктор Олбрайт», Киссинджер предпочел бы «мистера», но всему миру был известен как «доктор». Райс в ультимативной форме заявила TheNewYorkTimes, что называть ее можно только «мисс» и никак иначе.

По словам самой Райс, если бы не профессор Корбел, она бы никогда не стала даже интересоваться внешней политикой. Но своим успехом ему обязана не только Райс. Оказывается, Джозеф Корбел был учителем и у своей дочери – Мадлен Олбрайт (урожденная Мари Яна Корбел).

Мадлен Олбрайт возглавила госдепартамент 23 января 1998 года. Она вошла в историю США как госсекретарь, ответственный за военную операцию НАТО на Балканах. Дипломаты и журналисты окрестили бомбардировки Сербии «войной Олбрайт». Именно госпожа госсекретарь приложила все усилия, чтобы в небе над Белградом появились натовские бомбардировщики.

Грустная ирония этой ситуации в том, что когда-то сербы спасли семью будущего госсекретаря от смерти. Часть своего детства Мари Яна Корбел провела в Белграде, куда ее семья сбежала из Чехословакии от нацистов. Дед Олбрайт погиб в газовой камере. Уже будучи госсекретарем, Олбрайт неоднократно восхищалась сербской культурой. «Я до сих пор помню чудесные сербские колыбельные, которые мне пел отец», – рассказывала Мадлен.

Забавно, что в первые годы своей политической деятельности Олбрайт приобрела репутацию «голубя». Она громче всех выступала против начала первой войны в Ираке, утверждая, что «бомбардировками маленькой страны нельзя решить все проблемы». Однако, возглавив госдепартамент, Мадлен Олбрайт изменилась и стала, по замечанию одного политолога, «Джоном Фостером Даллесом в юбке».

 «Из всех исторических событий, приведших к началу второй войны в Ираке, самым важным была бомбардировка Югославии. Так же, как и иракская война, операция в Югославии была начата без одобрения Совета безопасности ООН. Оба конфликта были выражением усталости американцев от европейской импотенции перед лицом кровавых диктаторских режимов», – пишет Мэтт Уэлш.

Мадлен Олбрайт была не только госсекретарем США, но и матерью-одиночкой с тремя детьми. Эта не очень красивая женщина всю свою жизнь пользовалась успехом у мужчин. Так, в октябре 1997 года Олбрайт появилась на обеде, устроенном президентом Клинтоном в честь только что назначенного председателем Госсовета КНР Цзян Цзэминя, в сопровождении голливудского актера Патрика Стюарта.

Кондолиза Райс, напротив, всю свою жизнь была «замужем за работой». Американским СМИ так и не удалось выяснить никаких подробностей личной жизни этой железной леди. Правда, в одном из интервью Райс «проговорилась» сама. Перед телекамерами она ошиблась и случайно назвала Джорджа Буша своим мужем. Недавно газета TheNewYorkPost предположила, что если бы у Райс был мужчина, на Земле было бы безопаснее жить.

 

Одержимый Збиг

 

В большую политику первая женщина-госсекретарь Мадлен Олбрайт попала благодаря известному «ястребу» Збигневу Бжезинскому, который был одним из ее преподавателей в Колумбийском университете.

Когда Бжезинский стал помощником по национальной безопасности президента Джимми Картера, он пригласил в Белый дом и свою любимую ученицу. Мадлен Олбрайт занимала должность помощника Бжезинского по связям с Конгрессом. Збигнев Бжезинский был одним из самых непримиримых врагов Советского Союза. К счастью, госсекретарем США он так и не стал.

3 июля 1979 года президент Картер подписал директиву о начале тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле. В этот же день Бжезинский подал Картеру докладную записку, в которой утверждал, что помощь антисоветским элементам значительно усилит вероятность вторжения СССР в Афганистан. В конце концов, так и произошло.

В интервью французской газете LeNouvelObservateur Бжезинский заявил, что США своими действиями не провоцировали СССР нападать на Афганистан, однако помощь, которую оказывало ЦРУ исламистам, значительно увеличила шансы на интервенцию. В день, когда советские войска вошли в Афганистан, Бжезинский написал Картеру: «У нас теперь есть возможность дать СССР его вьетнамскую войну».

Бжезинский был без ума от своей помощницы, но сама Олбрайт не разделяла радикальных взглядов шефа. «Когда она позволяла себе высказывать собственное мнение, это всегда была позиция «голубя». Если дело касалось Советского Союза, она во всем противоречила Бжезинскому. Олбрайт не стала сумасшедшей либералкой, но до одержимости Збига ей было далеко», – рассказывает один из коллег Олбрайт, работавший с ней у Бжезинского.

Причиной разрыва Олбрайт с Бжезинским было ее решение пойти работать в предвыборный штаб к кандидату на пост президента от демократической партии Майклу Дукакису. В 1988 году Майкл пригласил Олбрайт стать его основным советником по международным делам. Именно во время работы на Дукакиса Мадлен познакомилась со своим будущим боссом – Билом Клинтоном.

 

Ястреб всех ястребов

 

Кондолиза Райс стала вторым в истории США и Республиканской партии помощником президента по национальной безопасности, ставшим Госсекретарем. До нее подобный путь проделал великий американский дипломат и главный соперник Збигнева Бжезинского – Генри Киссинджер.

Киссинджер не подходит под классическое определение «ястреба». В конце концов, он получил Нобелевскую премию мира в 1973 году. Однако и «голубем» великого дипломата никак не назовешь. «Риторика госсекретаря Генри Киссинджера была уникальной по количеству неожиданных поворотов и противоречий. Его послужной список настолько необычен, что не поддается никакому логическому объяснению», – пишет республиканский политолог Дж. Р. Никвист.

Именно Киссинджер уговорил президента Никсона в одностороннем порядке в 1969 году уничтожить американский арсенал биологического оружия. Он же был главным сторонником прекращения огня во Вьетнаме. Киссинджеру также принадлежит авторство термина «челночная дипломатия», он стал главным архитектором мирного договора между Израилем и Египтом в 1973 году.

Тем не менее «ястребом всех ястребов» Киссинджера называют не зря. Правозащитники обвиняют бывшего госсекретаря в военных преступлениях, утверждая, что на его совести помощь в организации путча в Чили и смерть президента Сальвадора Альенде, защита режима апартеида в ЮАР, усилия по дестабилизации ситуации в Анголе и поддержка «эскадронов смерти» в Центральной Америке.

Свои взгляды на вопросы внешней политики Киссинджер сформулировал в энциклопедическом труде «Дипломатия». Так же, как и «Государь» Николо Макиавелли, эта книга стала пособием для многих успешных политиков.

В «Дипломатии» Киссинджер жаловался на то, что европейцы не понимают природы американской внешней политики: «Ни одна из наций никогда не предъявляла к себе моральных требований, как это сделала Америка. И ни одна из стран не терзалась разрывом между абсолютным, по сути, характером своих моральных ценностей и несовершенством той конкретной ситуации, в которой их следовало применить».

При этом самому Киссинджеру традиционный американский подход к внешней политике, основанной на правах человека и идеалах демократии, не сильно нравился. Он казался ему наивным и чересчур оптимистичным. Киссинджеру определенно не хотелось жить по принципу, сформулированному Томасом Джеферсоном: «У государств и у людей одинаковая морально-этическая система».

Собственный принцип Генри Киссинджер озвучил в октябре 1973 года в интервью газете TheNewYorkTimes: «Все незаконное мы можем сделать сию минуту, а вот на неконституционное у нас уйдет больше времени». По мнению Киссинджера, политика США должна быть более рациональной и основываться в первую очередь не на морали и идеалах, а на национальных интересах. Он полагал, что оптимизм во внешней политике вреден, и Америке стоит поучиться у европейских дипломатов. Свои убеждения на практике господин госсекретарь применял виртуозно.

В 1969 году американские самолеты начали бомбить территорию Камбоджи. Решение о начале тайных бомбардировок президент Никсон принял по совету Киссинджера. Налеты должны были отрезать солдат Северного Вьетнама от районов, из которых им поставлялось продовольствие. Однако результатом бомбардировок стала революция в Камбодже в 1970 году и приход к власти кровавого диктатора Пол Пота.

 

Бесполезные крестовые походы

 

Можно сказать, что следствием политики Киссинджера в какой-то степени является политика Буша. Тайные бомбардировки Камбоджи – это превентивный удар по потенциальному врагу, а сегодняшняя внешняя политика США, как отмечают американские политологи, строится именно на этой концепции.

Правда, необходимо четко отметить и разницу: Киссинджер не верил в то, что можно совместить понятия «мораль» и «политика». А Буш, наоборот, известен своими моралистическими взглядами на внешнюю политику. Эту разницу всячески старался подчеркнуть и сам Киссинджер. Еще до терактов 11 сентября 2001 года он выступил с предупреждением. Бывший госсекретарь заявил, что «права человека – это, конечно, хорошо», но подобные «крестовые походы приведут к хаосу, так и не принеся никаких положительных результатов».

Под «крестовым походом» Киссинджер подразумевает всю внешнюю политику, проводимую президентом Бушем. Еще до прихода в Белый дом его выступления напоминали, скорее, проповеди. После событий 11 сентября уверенность американского президента в собственной избранности уже непоколебима. Более того, Буш сумел заразить своими идеями и ближайших сторонников.

После 11 сентября Кондолиза Райс сделала ряд заявлений о необходимости преобразования Ближнего Востока в демократический регион. По мнению FinancialTimes, приверженность Райс к распространению демократических идеалов основана на религиозных убеждениях, которые она, прихожанка пресвитерианской церкви, разделяет с Бушем – методистом. Все это серьезно беспокоит некоторых работников госдепартамента. Дипломаты опасаются, что Кондолиза Райс будет строить свою политику на основе утопических ценностей и усилит антиамериканские настроения во всем мире.

Мадлен Олбрайт попала в учебники благодаря бомбардировкам Сербии, Збигнев Бжезинский считал своим детищем войну в Афганистане, а Генри Киссинджер сыграл колоссальную роль во вьетнамской кампании. У Кондолизы Райс уже есть война в Ираке, но для настоящей железной леди одна война – это не предел.

 

Еще по теме