Top.Mail.Ru
архив

Звездные войны

11.09.201500:00

Заказы на строительство судов крупных частных и государственных компаний стали причиной противостояния «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) с «Роснефтью». 

На заседании Морской коллегии при правительстве РФ президент ОСК Алексей Рахманов открыто заявил о попытке Роснефти монополизировать строительство гражданских судов на принадлежащем госкомпании судостроительном комплексе «Звезда» на Дальнем Востоке. Хоть ОСК и владеет 25% акций предприятия, но строительством и управлением «Звездой» занимается «Роснефть», которая в консорциуме с Газпромбанком контролирует 75% предприятия. 

Еще в прошлом году глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил законодательно стимулировать загрузки «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» (ОАО «ДЦСС»), главным активом которого является именно «Звезда», ввести налог на имущество за использование судов иностранного производства и обязать компании размещать заказы не только за границей, но и на российских верфях. На это Владимир Путин в ноябре прошлого года дал поручение «принять меры» по загрузке «Звезды» потенциальными заказами. А в начале сентября этого года было решено, что нефтегазовые компании должны заключить с «Роснефтью» соглашение, взяв на себя обязательство загрузить верфь. Только «Газпром» и «Роснефть» потенциально могут загрузить «Звезду» заказами на общую сумму около 4 трлн руб. 

Что останется ОСК, непонятно. В корпорацию входит 45 заводов, что составляет около 80% всех мощностей российского судостроения. Крупнейшие из них – АО «Адмиралтейские верфи», Балтийский завод, ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» и Выборгский судостроительный завод. Пока доля гражданских заказов в общем портфеле корпорации составляет 15–20%, а военных не так много, да и значительная часть предприятий ОСК специализируются на гражданских судах. Таким образом, своими действиями глава «Роснефти» Игорь Сечин оставляет заводы корпорации практически без заказов. «К великому сожалению, с начала этого года – уже почти 9 месяцев прошло – за очень редким исключением в лице «Газпромнефти» и «Совкомфлота» – ни одного нового заказа от крупных, в том числе нефтяных, компаний мы не получили», – жалуется Алексей Рахманов. Пока ОСК прибыльна, но кризис усиливается, и заказчиками в нынешней ситуации остаются в основном госкомпании, на которые из-за «Роснефти» ОСК рассчитывать не может. На Морской коллегии Алексей Рахманов выступил против размещения заказов для освоения шельфовых месторождений нефти и газа исключительно на «Звезде». В ответ председатель коллегии, вице-премьер Дмитрий Рогозин попросил его подготовить предложения по участию ОСК в программе освоения шельфа. 

Еще по теме