Top.Mail.Ru

Эксперт оценил решение ФАС оштрафовать Booking.com на 1,3 млрд рублей

27.08.202112:15
Фото: 123rf/legion-media Фото: 123rf/legion-media

Решение Федеральной антимонопольной службы оштрафовать Booking.com можно только поддержать. Компания не выполнила предписание ведомства, которое ей вынесли еще в 2020 году. Это означает, что практика, которую использовал сервис, действительно выгодна компании с точки зрения монетизации. Об этом журналу «Компания» сообщил директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС при НИУ ВШЭ Алексей Иванов. 

«Если штраф подействует, на рынке гостиничных услуг можно ожидать снижения цен именно за счет уменьшения дохода от этой монополистической деятельности компании Booking.com, активизируется конкуренция, ценовое предложение на рынке будет гибче реагировать изменение спроса — как результат, рынок будет лучше удовлетворять интересы потребителей», — пояснил эксперт. 

По его словам, регулятор также может направить свой фокус на другие сферы, например, на деятельность агрегаторов рынка авиабилетов, финансовых услуг, объектов недвижимости. Все подобные агрегаторы могут оказаться в фокусе внимания регулятора с точки зрения правил ценобразования и условий экономической деятельности в их экосистемах.

Иванов отметил, что аналогичные решения и запреты за антиконкурентное поведение Booking выносили также в Европе, в том числе в Германии. Таким образом, решение ФАС принято в русле складывающейся мировой практики, когда антимонопльные органы стремятся снять устанавливаемые цифровыми платформами ограничения на свободное установление цен участниками их экосистем. 

Он добавил, что возможность свободного ценообразования и гибкого реагирования на изменение спроса находится под угрозой в сферах, где наблюдается высокая концентрация рыночной власти у разных цифровых платформ, опосредующих торговлю товарами и оказание услуг. 

«Установление платформами требований к ценообразованию и условиям ведения предпринимательской деятельности участниками их экосистем сродни экономическому регулированию, которое традиционно находится в руках государства, а сейчас во многом переходит в руки организаторов цифровых экосистем», — добавил Иванов. 

26 августа стало известно, что ФАС оштрафовала Booking.com на 1,3 миллиарда рублей. Дело в отношении Booking.com антимонопольная служба возбудила еще в конце 2019 года после жалобы бизнес-объединения «Опора России». Ведомство установило, что сервис бронирования жилья навязывал российским гостиницам, отелям и хостелам обязательное соблюдение паритета цен и номеров, а также условия взаимодействия с закрытыми группами пользователей.

Таким образом, отели не могли установить стоимость своих услуг в других каналах продаж ниже, чем на Booking.com. В ФАС считают, что действия ограничивают конкуренцию на рынке и приводят к ущемлению интересов гостиниц. При этом Booking.com так и не исполнил предписание ФАС об устранении нарушения. 

В Booking.com заявили, что обжалуют решение антимонопольного ведомства. В компании добавили, что разочарованы решением ФАС, отметив, что доля сервиса на туристическом рынке составляет лишь 13%.