Top.Mail.Ru

Китайцы стали чаще регистрировать онлайн-бизнес в России

07.02.202511:35

Граждане Китая ежемесячно регистрируют в России около 330 бизнесов, включая ИП и ООО. За год количество регистраций китайских компаний в стране выросло на 50%.

Таковы результаты исследования, которое провел T-Бизнес. В рамках аналитического проекта T-Data была изучена динамика компаний и ИП, зарегистрированных в России гражданами Китая за 2024 год, а также определены популярные отрасли и регионы работы китайских компаний.

Выяснилось, что количество регистраций компаний из КНР, занятых онлайн-торговлей, увеличилось в 2,8 раза и впервые превысило число открытий бизнесов в сфере оптовых продаж. Больше половины (52%) китайских компаний работают в Москве, также в лидерах Приморский край (7%), Московская область (7%) и Амурская область (6%). Рекордное увеличение числа регистраций — в 14 раз за год— показала Калмыкия. Это может быть связано с налоговыми или инвестиционными стимулами.

При этом растет число компаний, принадлежащих китайцам. По данным ФНС, на конец 2024 года в России работало 11,3 тысячи компаний и ИП, зарегистрированных гражданами КНР. За год их число выросло на 41%. В основном китайцы предпочитают открывать ООО — их доля составляет 70%. На ИП приходится 30%.

Прежде бизнес китайцев в России был сосредоточен в сфере оптовой торговли, однако в 2024 году ситуация изменилась — резко выросло число регистраций китайских компаний в сфере онлайн-коммерции. Если 2023 году онлайн-торговлю для старта бизнеса в России выбирало 16% предпринимателей-китайцев, то в 2024 году предпочтение этой сфере отдало уже 30%.

Число еком-компаний, зарегистрированных гражданами Китая, выросло в 2,8 раза (с 416 до 1162), при этом количество ООО в этой сфере увеличилось в 4,5 раза за год (со 186 до 842).

Среди популярных сфер бизнеса китайцев в России продолжают оставаться оптовая торговля, а также продажа авто и автозапчастей. Количество регистраций бизнесов в этих сферах выросло в 1,3 раза. Кафе и рестораны китайцы стали регистрировать в 1,2 раза больше.

По словам руководителя сегмента «Старт бизнеса» в Т-Бизнесе Дмитрия Трофимова, рост китайского бизнеса в России является следствием макроэкономических предпосылок, сложившихся в последние годы. Он связан с кратным увеличением товарооборота между Москвой и Пекином. В связи с этим растет взаимное проникновение бизнеса в обеих юрисдикциях — предприниматели видят для себя возможности расширения рынка на новую аудиторию.

«Высокий спрос на продукцию из Китая в России побуждает китайских предпринимателей выходить на наш рынок и продавать товары онлайн — они видят большой процент представленности их товаров на витринах маркетплейсов. Кроме того, стимулами для начала онлайн-бизнеса являются низкий порог входа в отрасль относительно других, выработанные механизмы работы с продвижением товаров, отсутствие большого количества регуляторных ограничений для старта бизнеса, а также рост уровня технологий как в банках, создающих продуктовые решения для облегчения пути предпринимателя, так и в маркетплейсах, повышающих удобство функционирования новых селлеров на площадках», — рассказал Трофимов.