GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

Российские производители соли столкнулись с нехваткой вагонов

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Предприятия по добыче соли столкнулись с нехваткой полувагонов. В настоящий момент заявки компаний удовлетворяются приблизительно на 50%. Возникшая ситуация может обернуться срывом поставок и ростом цен на продукцию. Об этом предупредил исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков.

Такое опасение он высказал в письме главе Минтранса Виталию Савельеву. В нем говорится, что на конец марта на железнодорожной сети было 577,7 тысячи полувагонов, хотя рынок нуждается в 430–450 тысячах единиц. При этом ставки на предоставление подвижного состава за последние три месяца выросли на 40%, пишет «Коммерсант». По данным издания, собственники и операторы урезали предложение свободного под загрузку парка. Исполнительный директор «Руспродсоюза» обратился к министру с просьбой о помощи в разрешении ситуации с дефицитом полувагонов для соледобывающих предприятий.

Как проблема с полувагонами изменит цену на соль

Востриков сообщил, что собственники вагонов гарантируют добытчикам соли поставку в количестве почти вдвое меньше потребности. Из-за этого некоторые площадки уже остановили работу. Такая ситуация грозит срывом исполнения обязательств перед контрагентами и поставок соли пищевым предприятиям. Кроме того, подчеркнул исполнительный директор «Руспродсоюза», повышение уровня ставок на полувагоны точно приведет к тому, что соль существенно подорожает для потребителя. Это связано с тем, что логистика занимает существенную долю в себестоимости продукта.

Журналисты обратились в Минтранс по поводу заявления Вострикова. В ведомстве отметили, что сообщение находится на рассмотрении. Официально в РЖД пока не комментировали данную информацию. Журнал «Компания», в свою очередь, отправил запрос в РЖД. Ответ к настоящему моменту также еще не получен.

Что делают производители

«Производств соли на территории России не так много. Сами площадки располагаются в удаленных регионах, поэтому существенную часть цены соли на полке формируют логистика и розничная наценка сетей», — рассказал «Коммерсанту» ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов.

В крупнейшем российском производителе соли — «Руссоли» — сообщили, что собственники гарантируют не более 2,5 тысячи полувагонов в месяц при потребности примерно в 4,5 тысячи. Подчеркивается, что уже сорваны графики поставок как промышленным предприятиям, так и на объекты коммунальной и энергетической инфраструктуры.

«Дальнейшее неудовлетворение потребности различных отраслей может привести к сокращению запасов соли до критического уровня», — предупредили в компании.

Часть отгрузок на автомобильный транспорт уже перевел «Крымский солепромысел». И машины обходятся дороже. Об этом рассказал коммерческий директор предприятия Вячеслав Князев. По его словам, стоимость продукта компания еще не поднимала. Однако доля дополнительных расходов, подчеркнул Князев, ляжет именно на потребителя.

Предприятия, занимающиеся добычей соли, уже сталкивались с нехваткой вагонов. Это произошло в 2016-2017 годах. Возникшая ситуация тогда привела к росту цен на производство, а также к накоплению продукта, который не удалось отправить.

Кризис был связан с выбытием старого парка. Проблемы закончились к началу 2019 года. В «Руспродсоюзе» не стали связывать текущие трудности с рыночными факторами. По мнению экспертов, кризис скорее вызван «скоординированными действиями» собственников и операторов, стремящихся увеличить уровень доходности своего предприятия.

Почему вырос спрос на вагоны

Ситуацию прокомментировали также представители Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ). В СОЖТ отметили, что спрос на вагоны существенно сократился в 2019-2020 годах. Этот процесс был обусловлен снижением погрузки и падением цен на уголь. Кроме того, свою роль сыграли пандемия коронавируса и рекордный выпуск новых вагонов. Операторы, в свою очередь, направили часть парка в отстой и сократили ремонтные работы.

В СОЖТ добавили, что со второго квартала текущего года в стране резко подскочил уровень спроса на полувагоны. В качестве причины произошедшего специалисты назвали увеличение погрузки угля, щебня и стройматериалов. В то же время ставки не достигли даже показателей за 2019 год. Источник в организации добавил, что операторы уже начали активно восстанавливать отставленный парк. Согласно опубликованной информации, до 20 тысяч полувагонов может вернуться на рынок уже в ближайшее время. Это поспособствует тому, чтобы обеспечение погрузки было сбалансировано. А производители соли, заметили в СОЖТ, имеют возможность решить проблемы за счет контрактов с операторами, заключенными на долгий срок.