Top.Mail.Ru
архив

2000

Вчера мы объясняли одному коллеге, что 2000 год не станет началом нового века и тем более тысячелетия. Сказать по правде, не обошлось без калькулятора. С его помощью коллега наконец понял, что первый год нового века всегда заканчивается цифрой 1 (101, 201, 1001) и, таким образом, XXI век наступит в 2001-м.

Людей, умеющих считать на калькуляторе, в мире почему-то существенно больше, чем тех, кто уже знает, что 2000 год не станет началом нового века. Средства массовой информации так часто поминают якобы наступающее тысячелетие, что многим некогда задуматься и провести подсчет лет. А те, кто знает про "секрет 2000", не спешат делиться им с окружающими - ведь на праздновании ложного начала века можно хорошо заработать.

Московская компания "Кристалл" на днях официально объявила, что не повысит цены на свою водку к Новому году. Это очень симптоматичное сообщение. Получается, что об отсутствии намерений снять дополнительные сливки со встречи 2000 года теперь нужно объявлять специально. Это считается новостью, то есть событием, которого никто не ожидал, а оно вдруг случилось.

"Наступление 2000 года" - грандиозный коммерческий проект всемирного масштаба. На круглой цифре собираются заработать многие компании, от мелких увеселительных заведений до Microsoft. На миллениум поставили мошенники всех мастей - от квартирных воров до руководителей естественных монополий. Как они (компании и мошенники) будут зарабатывать и уже зарабатывают - об этом мы, собственно, и решили рассказать.

Мои года - мое богатство

Конечно, в богатых странах размах "проекта 2000" куда шире, чем у нас. Наши компании еще только учатся технике делания денег на календарных событиях (кстати, о том, как именно учатся, можно прочитать в материале под рубрикой "Маркетинг"). А многие уже бездарно прозевали возможность заработать на ложном миллениуме. Некоторые отечественные фирмы потеряют деньги даже в Новый год - они достанутся их более дальновидным иностранным партнерам.

Но когда кто-то теряет - кто-то обязательно находит.

Наступление юбилейного года раньше других заметили некоторые отечественные производители. Причем в основном немосковские. Челябинский производитель напитков "ЦПИ Ариант" выпускает непосредственно к празднованию ближайшего Нового года шампанское "Новый век". Производственная линия запускается с таким расчетом, чтобы поспеть аккурат к новогоднему буму. И без всяких маркетинговых расчетов понятно, что свою долю в новогодних продажах новое шампанское получит просто за красивое название. Потом, когда челябинцы выпьют все новогодние запасы шампанского, им объяснят, что XXI век вообще-то еще не наступил. Так что если "ЦПИ Ариант" проведет правильную PR-кампанию, то потребители не забудут шампанское "Новый век" хотя бы до наступления этого самого "нового века", то есть еще минимум год.

Питерская "Браво Интернэшнл" недавно начала выпускать пиво "Рождественское". Фактически это тот же "Бочкарев", только с другой этикеткой. По информации "Ко", после Рождества эта марка с прилавков исчезнет.

А ростовский "Донской табак" отреагировал на приближение круглой даты гораздо раньше, выпустив сигареты "XXI век".

Когда так активно ведут себя производители - розничные торговцы ожидают рост оборота. "В предновогодний период мы рассчитываем на увеличение продаж в 1,7 раза по сравнению с ноябрем, - говорит Владислав Есин, вице-президент АО "Торговый дом ГУМ". - В прошлом году декабрьские продажи превысили ноябрьские в 1,5 раза".

"Мы открываем новый магазин, чтобы успеть к предпраздничному пику продаж", - рассказывает Надежда Черкашина, пресс-менеджер сети "Седьмой континент". В декабре же собирается открыть два новых супермаркета торговый дом "Перекресток". В прошлую пятницу очередной магазин открыла "М.Видео".

"Приближение 2000 года стимулирует население делать покупки. - считает Родион Толпушов, вице-президент гильдии "Русь торговая". - Люди хотят встретить этот Новый год как-то необычно.

Для тех же, кто планирует не только тратить, но и откладывать деньги, Мост-банк ввел с 30 ноября вклад "Мост-банк 2000". Это, кажется, первый отечественный банковский продукт, в котором обыгрывается приближающаяся круглая дата. Очевидно, активность маркетологов "Моста" обусловлена острой потребностью в ресурсах, которую в свете последних событий испытывает одноименный холдинг.

Две жестко конкурирующие международные платежные системы - Visa и Europay специальных "пластиковых карт XXI века" не завели. Зато приложили немало PR-усилий, рассказывая о том, как хорошо каждая из них подготовила "свои" банки к решению "проблемы 2000".

Ночь год кормит

В последнюю ночь года, когда замрет даже самый предновогодний бизнес, наступит время ресторанов, клубов, казино и примкнувших к ним артистов. Если у крестьян каждый весенний день год кормит, то этих людей год кормит новогодняя ночь.

Впрочем, спекулировать на новогоднем ажиотаже в этой среде не принято: даже в ночь накануне нового тысячелетия цены в меню, как обещают рестораторы, не подскочат до небес. Артисты обещают рестораторам то же самое про свои гонорары.

Волшебство этой ночи состоит в другом: клубам нет нужды беспокоиться за посещаемость (скажем, в "Метелице" билеты на новогодние торжества обычно раскупаются дней за десять до самих торжеств), а артисты могут с легкостью необычайной отработать за одну ночь на четырех-пяти площадках. Как правило, на новогодних клубных сценах наиболее активно работают звезды не самой первой величины - Шура, "Гости из будущего" или "Руки вверх". Их гонорары колеблются в пределах $3 - 5 тыс., так что, объехав в течение праздничной ночи несколько точек, артист может обеспечить себе безбедное существование на много непраздничных ночей вперед.

Есть, впрочем, персонажи, которые даже в эту ночь не размениваются по мелочам: звезды ранга Долиной или Вайкуле могут выступить в канун Нового года максимум на одной площадке (если пожелают, конечно), но и гонорар их в этом случае будет исчисляться суммой $15 000 - $20 000.

Эти величины вряд ли изменятся даже в ночь накануне миллениума: клубы справедливо полагают, что взбудораженная сменой эпох часть аудитории, скорее всего, будет тусоваться в каких-то нетрадиционных местах (к примеру, в стенах Древнего Кремля, территория которого будет открыта для доступа в течение всей праздничной ночи). В ночные заведения отправится лишь проверенный консервативный контингент, который можно побаловать сборной солянкой из десятка до боли знакомых имен. Возрастает (причем серьезно) лишь цена входного билета: скажем, в казино Golden Palace за вход в новогоднюю ночь придется выложить $470, а в клубе "Метелица" - все $600 (раз в 30 дороже, чем в обычную ночь). В более демократичные места типа "Бункера" и "Республики Beefeater" можно будет попасть за $100.

Та же тенденция наблюдается и в ресторанах: заказ одного места на новогоднюю ночь может стоить $400 в пафосном "Ле Дюке" и $100 в пивном баре "Золотая вобла" (обычный обед в каждом из этих заведений в 4 - 5 раз дешевле). В любом случае цена входного билета включает в себя стоимость закусок, горячего блюда и алкоголя.

Компания "РосИнтер", владеющая ресторанами Le Chalet, Santa Fe, "Патио-Пицца", "Ростикс" и "Комбис", решила пойти другим путем. "Новогоднюю ночь мы решили превратить в грандиозную рекламную акцию, - говорит Елена Новицкая, директор компании по внешним связям. - Мы посчитали более целесообразным отказаться от сиюминутной выгоды ради перспективы".

Суть рекламной акции состоит в том, что цены на билеты в дорогие рестораны "РосИнтера" будут дешевле, чем в подобных заведениях: на уровне $200 - 250.

Надо было подготовиться

Занятые в других отраслях компании, которым, казалось бы, даны все карты в руки, подготовились к снятию сливок-2000 так себе.

Взять, к примеру, туристический бизнес. На вопрос "Как вы собираетесь заработать на Новом годе?" все турфирмы отвечают примерно одинаково: "Заработать собираемся". При ближайшем рассмотрении выясняется, что Новый год сулит туроператорам не прибыли, а беды. В новогодние дни серьезно подорожают авиаперевозки и очень серьезно - зарубежные гостиницы.

"В этом году цены на туристические услуги в некоторых странах поднялись, - рассказывает Татьяна Чувилкина, директор информационной службы "Банко". - Поездка в Испанию, например, обойдется в праздники на 2 - 3% дороже. Общее же повышение новогодних цен можно определить в 20 - 30%".

Директор отдела маркетинга компании "Академсервис" Игорь Чекмарев считает, что цены на заграничный Новый год повысились по сравнению с предыдущими годами на 30 - 40%.

При этом традиционно дешевые курорты ОАЭ и Египта стараются не отставать от Европы. Например, новогоднее посещение ресторана (ужин плюс культурная программа) в Хургаде раньше стоило $50, а на этот раз туристу за такое удовольствие придется выложить все $100. Цена новогоднего трехдневного тура на Кипр выросла с традиционных $350 - 500 до $500 - 700. На этих ценах, диктуемых отелями и авиакомпаниями, российские турфирмы скорее потеряют клиентов, нежели приобретут.

И уж тем более не заработают они на туризме въездном. Западные власти уже распугали желающих встретить 2000 год в России заявлениями о том, что наша страна якобы плохо подготовлена к "проблеме 2000". (О том, как на самом деле обстоит дело с этой проблемой, читайте на следующем развороте.) В дорогих московских гостиницах цены на проживание и новогодний обед не только не повысились, но даже кое-где упали. Например, в "Рэдиссон-Славянской" в предновогодние дни однокомнатный номер будет стоить $99 вместо обычных $249).

Зато хороший шанс прилично заработать в предновогодний период имеют российские авиакомпании. Естественно, они уже повысили цены на чартерные рейсы. Естественно, давно ввели так называемые зимние тарифы. Но дальще всех пошел "Аэрофлот".

Официально эта компания не повысила цен на предновогодние рейсы. На самом деле, по нашим данным (их анонимно подтвердили несколько турагентств), фактические цены "Аэрофлота" выросли кардинальным образом. Авиакомпания просто отменила на ближайший период все дешевые тарифы и скидки, в том числе и групповой тариф для туроператоров. В результате если раньше билет в Париж по групповому тарифу обходился $356, то теперь турфирмы вынуждены выкупать его за $500, причем оплачивая билет задолго до самого рейса.

Звездным часом встреча 2000 года станет и для российских пансионатов на кавказском побережье Черного моря, под Москвой и в городах Золотого кольца. "По сравнению с предыдущими новогодними турами цены в пансионатах повысились в среднем на 30%", - говорит Татьяна Чувилкина, директор службы "Банко".

Согласно бюллетеню "Банко" пребывание в подмосковном пансионате в конце декабре - начале января обойдется москвичу $20 - 60 в сутки. Эти цены сравнимы с куда более комфортными отелями на турецких курортах.

Самое интересное, что, по нашей информации, путевки в такие пансионаты неплохо раскупаются.

Как сэкономить в новогоднюю ночь

Нынешний Новый год действительно получается дорогим. "Ко" решил дать вам возможность сэкономить хоть на чем-то. Мы договорились с компанией "Такси 232" о льготном обслуживании наших читателей в новогоднюю ночь.

"Мы предоставляем автомобили только по заказу, - рассказывает Борис Житков, промоушн-менеджер "Такси 232". - Поэтому именно в праздничные дни у нас полно работы. Мы ожидаем, что в новогодние дни количество заказов увеличится в 1,5 - 2 раза. Примерно во столько же соответственно вырастет и норма прибыли. А в остальном все как обычно. Будут действовать ночной и дневной тарифы - 140 и 180 руб. в час соответственно. Но для читателей журнала "Компания" наши такси в новогоднюю ночь будут работать по дневному тарифу. Пассажиру достаточно будет сказать, что он прочитал об этом в "Компании". Кроме того, в новогоднюю ночь все наши клиенты получат небольшие презенты".

Еще по теме

архив
Браво Интернэшнл
Среди российских компаний, выпускающих напитки, санкт-петербургская "Браво Интернэшнл" - фирма весьма нетипичная. Даже в самой "Браво" затрудняются определить профиль предприятия. Начав в 1993 году с простого боттлерства, небольшое предприятие со стопроцентно исландским капиталом и российским менеджментом превратилась к 1999-му в многопрофильную компанию, которая занимается всем - от розлива безалкогольных газированных напитков до полномасштабного производства качественного пива. Все принятые за шесть лет стратегические решения "Браво" отличаются абсолютной оригинальностью. Во-первых, "Браво" всегда старалась открыть рынок первой и быстро занять на нем лидирующее положение, "снимая сливки" с быстрорастущих продаж. Во-вторых, любое продвижение "Браво" на рынке всегда было активным и агрессивным. В-третьих, санкт-петербургские боттлеры никогда не стремились оставаться в каком-то конкретном секторе рынка навечно: зачем терять рентабельность в позиционных войнах с новыми конкурентами? Похоже, для генерального директора "Браво" Виктора Пятко и его коллег гораздо проще придумать новый бизнес, чем бороться за десятые доли процента.
Браво Интернэшнл