Top.Mail.Ru
архив

Аренда с конфискацией

Кризис привел к появлению абсолютно нового вида бизнеса - продажа конфиската лизинговых компаний. Объемы рынка, возникшего всего год назад, уже исчисляются десятками миллиардов рублей, а компании-операторы множатся в геометрической прогрессии.

Со времен Советского Союза и всеобщего дефицита многие продолжают верить, что, обладая "связями", можно "достать" все что угодно, причем по ценам значительно ниже рыночных. Если раньше речь шла о колбасе, месте в очереди на автомобиль или модных "варенках", то сегодня запросы изменились: одни пытаются попасть в категорию "молодая семья", чтобы получить жилье по льготным ценам, другие со значительным дисконтом покупают земельные участки в Подмосковье. И в первом и во втором случае "нужные люди" сидят в чиновничьих кабинетах либо связаны с госструктурами. Эту уверенность в том, что через связи в госорганах можно получить товар значительно ниже его рыночной стоимости, еще с начала 90-х использовали как маркетологи, так и нечистые на руку продавцы, рекламируя магазины таможенного или налогового конфиската. Желание населения сэкономить за счет работы налоговой полиции или таможни взяли на вооружение отдельные коммерческие структуры. Стали появляться магазины, зазывавшие рекламой товаров с таможенных складов со скидками. Подобные торговые точки можно найти и сейчас, но реализуется там не конфискат, а залежалый товар, который не распродается в других магазинах. Используют эту технику и мошенники, которые через Интернет предлагают контрафактные сотовые телефоны. Казалось бы, бизнес на конфискате уходит с рынка, перемещаясь на полулегальное положение в Сеть. Но несколько месяцев назад в Москве и области появились растяжки, рекламирующие распродажу конфиската лизинговых компаний. Повторение 90-х с налоговым и таможенным конфискатом? Оказалось, что это по-настоящему новый сегмент рынка, который получил развитие в период кризиса. Беглый просмотр предложений позволил выяснить, что цены на некоторые позиции значительно ниже среднерыночных. Автомобили ГАЗ-31105 2008 года выпуска один из операторов продает не дороже 190 000 руб. (около десятка предложений), притом что на одном из популярных интернет-сайтов средняя цена составляет около 250 000 руб. Можно найти и представительский Mercedes-Benz S450 2007 года выпуска за 3 млн руб. при его цене в Интернете около 3,5 млн руб. Больше всего предложений по специализированной технике: самосвалы, рефрижераторы, междугородние автобусы, малотоннажные грузовики, дробильные установки. В спросе и ценах на них разбираются лишь специалисты. "Не так давно у нас была сделка по башенному крану, который стоил очень дешево", - вспоминает генеральный директор ООО "ЛК-Брокер" Евгений Белянин. Так что услугами фирм, торгующих конфискатом, пользуются не только те, кто хочет подешевле приобрести автомобиль в личное пользование, но и строительные, логистические, а также производственные компании.

ИСТОКИ КОНФИСКАТА

   "Ранее само понятие "рынок конфиската" было неуместно - существовали первичный и вторичный рынки продаж", - поясняет появление нового вида бизнеса заместитель генерального директора ООО "Арт Финанс груп" Павел Пивкин. После того как и по лизинговым компаниям, и по банкам, и по их клиентам "прошелся" кризис, обозначилось огромное количество случаев неисполнения залоговых договоров. Если в конце прошлого года залогодержатели еще ждали очередных платежей по кредитным договорам, то сегодня полным ходом идет изъятие разнообразной техники, оборудования и недвижимости. В денежном выражении объем имущества, выставленного на подобного рода "распродажах", по данным ООО "Арт Финанс груп", с начала года увеличился в пять раз. "Осенью 2008-го мы начали формировать базу таких предложений (конфиската - "Ко") и на конец ноября 2008-го имели порядка 200 предложений. Сегодня их уже более 1000", - приводит свою статистику заместитель генерального директора ООО "Партнер Лизинг" Юрий Прядка. "По нашим подсчетам, примерная стоимость изъятого имущества по России превышает 30 млрд руб., из них на Москву (без области) приходится 2 млрд руб.", - отмечает гендиректор ООО "ЛК-Брокер" Евгений Белянин.
   Столь значительный рост предложения объясняется просто. Если до кризиса лизинговые компании и банки могли спокойно продавать имущество на вторичном рынке, не делая значительных скидок к рыночной цене, то теперь распродать такие объемы при снижении покупательского спроса невозможно. Приходится устраивать распродажу, сбывая имущество по цене зачастую в разы ниже среднерыночной. Но и это не просто сделать - у потенциальных покупателей нет свободных средств на обновление основных фондов, а держать имущество на балансе без использования невыгодно.
   

ЦЕНА С ДИСКОНТОМ

   "Если рынок переполнен, на отдельные вещи скидки могут достигать и 70%, однако если имущество пользуется спросом, рассчитывать на большой дисконт не стоит", - рассказывает генеральный директор ОАО "Номос-Лизинг" Александр Вежновец. "В зависимости от ценовой политики залогодержателя дисконт может достигать 40% от стоимости имущества. Обозначить средний размер скидки сложно - она зависит от специфичности товара и спроса", - добавляет Павел Пивкин. Банки в этой ситуации ограничены в своих действиях законодательством, запрещающим реализацию дороже остаточной стоимости. "Мы участвовали в сделках, где скидка превышала 10 млн руб.", - приводит пример заместитель генерального директора ООО "Арт Финанс груп". "Дисконт при получении конфиската доходит до 50% и зависит от технического состояния оборудования, износа техники, ее комплектности, спроса", - рассказывает начальник отдела экспертизы проектов лизинговой компании "Трансфин-М" Юрий Филатов. Но есть и более яркие примеры. В Европе один из крупных банков продал самосвалы 2007 года выпуска по 10 000 евро, поведал "Ко" Павел Пивкин. Сложно сказать, какова на тот момент была рыночная цена в Европе, но в России самосвал того года купить на вторичном рынке дешевле 25 000 евро невозможно.
   Среди клиентов компаний, распродающих лизинговый конфискат, и физические лица, и крупные организации. Есть примеры, когда в "магазин" конфиската "заглядывали" представители компаний, занимающихся ремонтными работами на Саяно-Шушенской ГЭС, и поставщики нефтепродуктов федерального уровня. Обращаются и "иностранцы", например, фирма из Великобритании, восстанавливающая бывшее в употреблении промышленное полиграфическое оборудование. "Иногда приходят и лизинговые компании, подбирая редкую технику, которая есть у наших партнеров. По последней заявке мы подбирали морской нефтеналивной танкер", - говорит заместитель генерального директора ООО "Арт Финанс груп". Однако никто из опрошенных "Ко" операторов рынка конфиската не захотел раскрывать имена клиентов. По словам Юрия Прядки, конфискат востребован в первую очередь в строительной отрасли (такие предложения пользуются спросом в регионах), нужен он и "молодым" компаниям в Москве. На втором месте - грузоперевозчики, также среди покупателей - официальные сервисные центры, которые приобретают технику своих марок, ремонтируют и реализуют ее через собственные каналы продаж либо разбирают на запчасти.
   

ДОЛГОВАЯ ЯМА

   "Объем непрофильных активов в общем портфеле активов банков и лизинговых компаний, по оценкам экспертов, достигает 5%, - поясняет рост предложения на рынке конфиската Павел Пивкин. - С учетом объемов выданных кредитов в последние предкризисные годы можно представить, что теперь каждый 20-й залог по старым кредитам изъят". Генеральный директор "ИКБ-Лизинг" Сергей Иванов не согласен с тем, что абсолютно все участники рынка испытывают столь серьезные проблемы. "Наша компания не имеет на сегодняшний день ни одного расторгнутого договора лизинга, более того, только по одному соглашению имеется просрочка, которую клиент планирует закрыть в ближайшее время", - утверждает эксперт. "Безусловно, увеличение объемов конфискованного лизинговыми компаниями имущества является следствием кризиса, - полагает генеральный директор ОАО "Номос-Лизинг" Александр Вежновец. - До осени прошлого года доля просроченной дебиторской задолженности в портфелях большинства лизингодателей не превышала 1 - 2%". Но с кризисом все изменилось: изъятие имущества приобрело массовый характер, а продать его по приемлемым ценам на вторичном рынке стало практически невозможно. Все это и дало старт бизнесу на конфискате."Наша компания создана 8 сентября 2008 года, - рассказывает Павел Пивкин. - Многие банковские "дочки" по управлению непрофильными активами крупных инвесторов существовали задолго до кризиса. Но под профиль их деятельности подпадают только крупные и обязательно цельные активы, такие как заводы, реализация жилых комплексов как единого целого". Разрозненными активами централизованно управлять практически невозможно: одно дело ресторанная сеть, другое - специфическое оборудование из одного ресторана. Как раз таким имуществом и занимаются посредники - операторы рынка конфиската.
   ПОСРЕДНИК ИЛИ ПАРТНЕР?
   Почему лизинговые компании сами не распродают конфискованное имущество, а прибегают к помощи посредников? ООО "Трансфин-М" практикует как самостоятельную реализацию техники, так и продажи через посредников. "Использование посредников позволяет не отвлекаться от основной деятельности. При этом решается главная задача - возвращение вложенных средств. Сотрудничество организовано на условиях комиссионных клиентских договоров", - говорит начальник отдела экспертизы проектов лизинговой компании "Трансфин-М" Юрий Филатов. Узкоспециализированное оборудование проще реализовать, заключив агентский договор с дилером или производителем. Если это недорогой легковой транспорт, в большинстве случаев продажа осуществляется коммерческим подразделением компании, поскольку недорогие подержанные автомобили востребованы на рынке. Если же автотранспорт дорогостоящий, то привлекается дилер или компания, специализирующаяся на сбыте подержанного транспорта. "Все, что невозможно продать в течение 1-2 месяцев своими силами, лучше отдать на реализацию профессионалам", - резюмирует эксперт. При этом выбор схемы продажи часто связан с тем, где размещается техника. До момента реализации ее нужно хранить, а у лизинговых компаний зачастую нет подходящих площадей. Многие лизингодатели специально арендуют площадки."Условия по реализации у нас очень мягкие, маржа редко превышает 1%. При этом ее выплачивает реализующая сторона за привлечение клиента, и это никак не сказывается на конечной цене для покупателя", - отмечает заместитель генерального директора ООО "Партнер Лизинг" Юрий Прядка. Существуют и другие схемы. "Наша компания - единственная на рынке, не использующая посредническую схему в работе с залогодержателями", - заявляет заместитель генерального директора ООО "Арт Финанс груп" Павел Пивкин. Его фирма строит отношения либо в формате агента, когда вознаграждение по сделке выплачивается за счет залогодержателя, но не покупателя, либо на основе абонентского обслуживания, что также на цене конфиската не отражается.
   

УДАР ПО ИМИДЖУ

   Объемы изъятого имущества не уменьшаются, несмотря на заверения о росте макроэкономических показателей, отмечает Павел Пивкин. Объясняется это просто: основное влияние на общероссийскую статистику оказывают предприятия крупного бизнеса, в то время как разрозненные активы, составляющие рынок конфиската, - это продукт распада предприятий малого и среднего бизнеса. "Ближайшие год-два конфискованное имущество будет занимать все большую долю вторичного рынка", - уверен эксперт. "Рынок в настоящее время стабилизировался, поэтому даже в случае ухудшения ситуации в экономике на такой стремительный рост, как в прошлом году, рассчитывать не стоит. В случае улучшения экономической ситуации поток конфиската потихоньку иссякнет", - высказывает свою точку зрения гендиректор ОАО "Номос-Лизинг" Александр Вежновец.Если абстрагироваться от объемов и динамики рынка, не менее важным является вопрос имиджевой составляющей: если лизинговая фирма будет рекламировать массовые распродажи конфискованного имущества, это вряд ли привлечет потенциальных клиентов, тех, кто хочет приобрести товар именно на условиях финансовой аренды. "Когда на сайте компании большими буквами сообщается о выгодных условиях по реализации б/у техники, и таких предложений много, это индикатор "слабого" портфеля, свидетельство неграмотного риск-менеджмента, - отмечает начальник отдела экспертизы проектов "Трансфин-М" Юрий Филатов. - Вполне логично, что конфискат надо реализовывать, но агрессивная реклама лизинговых компаний о его продаже, решая вопросы сиюминутные, в перспективе играет антиимиджевую роль".
   

 

Таблица 1 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНОВ ИСХОДЯ ИЗ НАЛИЧИЯ КОНФИСКАТА:


Приволжский ФО30%
Москва, ЦФО25%
Сибирский ФО20%
СПб, СЗФО15%
Остальные20%
Источник: ООО "Арт Финанс груп"

   

   АНАЛИТИКА ПОРТФЕЛЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ АКТИВОВ, ПРЕДСТАВЛЕННОГО В БАЗЕ ДАННЫХ AFG*
   16% легковых автомобилей (средний чек 727 000 руб.);
   60% грузовая техника (средний чек 1,080 млн руб.);
   16% строительная техника и оборудование (средний чек 3,370 млн руб.);
   9% остальная техника и оборудование.
   
   * Распределение структуры базы данных (на 30 октября - 2512 единиц техники).
   Источник: ООО "Арт Финанс груп"