Top.Mail.Ru
архив

Белые тапочки «Гришко»

Создатель компании «Гришко» – крупный экспортер традиционного отечественного продукта. Речь не о нефти и не о цветных металлах. Компания входит в тройку мировых лидеров по продажам балетной обуви. Рынок маленький, но стабильный. Свои несколько миллионов долларов в год россиянин зарабатывает.

Офис Николая Гришко больше похож на пристанище балетного режиссера, чем на кабинет бизнесмена. На стенах фотографии и портреты артистов и эскизы театральных костюмов. Напротив рабочего стола – приз «Золотая маска», полученная им в номинации «За поддержку театрального искусства в России». Тем не менее вальяжный и обаятельный хозяин кабинета, свободно говорящий на французском и английском, – предприниматель. Этот постоянно улыбающийся, одетый в «Армани» и считающий себя буржуа мужчина – глава семейного бизнеса, ведущего экспорт в 34 страны мира.

Отравленный балетом

Детство 43-летнего Николая Гришко прошло в Киеве, в доме напротив оперного театра. Родители пытались привить мальчику любовь к балету, но он считал его «малоинформативным». Зато проявлял большой интерес к наукам. После окончания школы в 1966 году медалист Николай Гришко поступил в МГИМО на факультет международных экономических отношений. Стажироваться выпускника отправили в Лаос – не самое привлекательное место для дипломатов. Там он провел четыре года. Свой последующий разрыв с карьерой дипломата Николай Гришко объясняет тем, что в нем сильна «украинская наследственность – необходимость быть независимым». К тому же «заниматься карьерой дипломата без связей и системы родственников в ЦК было совершенно бесполезно». Возвращаться в Киев ему не хотелось, а в Москве, по словам Гришко, он был «гол как сокол». Идти работать в КГБ или ГРУ, куда дипломата приглашали, тоже не хотелось, и он поступил в очную аспирантуру Московского института народного хозяйства имени Плеханова. Уже в 25 лет он читал лекции на тему «Денежное обращение и кредит капиталистических стран». Преподавательская деятельность в «Плешке» продолжалась восемь лет. Параллельно он занимался журналистикой. В 80-е годы в качестве комментатора-международника иновещания работал в редакциях Юго-Восточной Азии и Китая. За время работы преподавателем Николай Гришко обзавелся семьей, а в стране началось кооперативное движение. Многие коллеги ушли в кооперативы и совместные предприятия. «Я не шел в торговлю, потому что как специалист по внешним связям чувствовал: за маленькими фирмами в Россию придут крупные производители и выметут всю мелочь, – вспоминает Гришко. – Я понимал, что заниматься производством надежнее».

Приглашение на танец

Второй женой Гришко стала профессиональная танцовщица, партнерша знаменитого степиста Валентина Манохина. Благодаря жене он познакомился с людьми из мира балета. И вскоре выяснил, что наравне с водкой и икрой артисты ансамбля Моисеева и «Березки», выезжая за рубеж на гастроли, вывозили балетную обувь, которая производилась в то время в мастерских ВТО и театров. Недорогие русские пуанты пользовались спросом на Западе. Занятие балетом во всем мире – увлечение для людей небедных. За рубежом стоимость одной пары пуантов достигает $120, балетная пачка за $1200 не считается очень дорогой. Профессиональной балерине в месяц нужно от 5 до 20 пар пуантов, начинающим – от 3 до 4 пар в год. Оценив ситуацию, Николай Гришко решил, что производство обуви для балета может оказаться выгодным предприятием. В 1988 году он создал производственный кооператив «Танец». На это были потрачены собственные средства, эквивалентные стоимости двух автомобилей «Волга». Начинающему кооператору приходилось самому на «Запорожце» своего сотрудника встречать присылаемые из Киева заготовки пуантов, которые затем собирались в небольшом цеху в полуподвальном помещении на Тверской улице. Бизнес стал окупаться практически сразу. Заработанные деньги пускались на расширение производственной базы, которая начиналась с мастера-пенсионерки, неудовлетворенной своей работой в мастерских Театра Станиславского и Немировича-Данченко. Первоначально потребителями продукции кооператива были театры и специализированные учебные заведения. Одновременно Гришко начал прощупывать иностранный рынок, налаживая контакты с приезжающими в страну на гастроли зарубежными балетными труппами. Начав собственный бизнес, тесно связанный с легкой и текстильной промышленностью, Николай Гришко фактически не имел серьезных контактов в этой сфере. Наладить связи удалось благодаря преподавательской деятельности. Николай Гришко осознанно выбрал для преподавания Институт повышения квалификации руководящих работников легкой и текстильной промышленности. Читая лекции по «Актуальным проблемам современности» директорам крупнейших предприятий СССР, он одновременно устанавливал связи. Среди учеников Гришко оказался директор ведущей в отрасли рижской фабрики «Лента». С ней Николая Гришко до сих пор связывают партнерские отношения. Спустя примерно полгода с начала производственной деятельности на Николая Гришко (у которого к этому времени работали 10 мастеров) вышла американская фирма IM Willson (IMW). Посредником выступил один из руководителей крупной торговой компании «Амторг», также слушатель курса Николая Гришко. Теперь IMW обслуживает крупнейший рынок сбыта продукции Гришко – более 150 балетных магазинов США плюс танцевальные школы и коллективы. Искушенные в коммерции американцы не только гарантировали сбыт, но и предложили идею торговой марки «Гришко». В 1990 году Семен Левин (глава компании «НТВ-Дизайн») разработал логотип и фирменный стиль нового брэнда, который сыграл важную роль в увеличении объема продаж. Примерно в это же время Николай Гришко решил часть производства разместить в Словакии. Причины этого решения он объясняет несколько витиевато: «Государство испугалось размаха кооперативного движения и пыталось его задушить». По нашим же сведениям, производство в соседней стране обходилось предпринимателю дешевле. Гришко сделал загранпаспорта 18 ведущим мастерам и технологам и вывез их в деревню Лозорно, что в 40 километрах от Братиславы. Там на территории бывшего совхоза была создана фабрика совместно со словацкими партнерами. Позже производство в Европе пришлось свернуть из-за «развода с партнерами», причин которого предприниматель не уточняет. Первые два года с уверенностью, что отечественные пуанты лучшие в мире, как и сам русский балет, Гришко по сути делал копии балетной обуви старого образца. Но на Западе такая продукция пользовалась все меньшим спросом. Классический танец там развил технику, заставляющую активно работать стопу и мелкие группы мышц. Жесткие пуанты, выпускаемые в советское время, не позволяли этого делать. На помощь призвали науку. В начале 90-х годов Николай Гришко познакомился с Хабирой Темишевой, защитившей диплом, а затем и единственную в мире диссертацию по конструированию пуантов. «Он дал мне возможность делать все, что приходило мне в голову», – рассказывает Темишева. В итоге удалось создать новые пуанты, которые нашли своего покупателя за рубежом, что позволило 90% продукции реализовывать за границей.

Никому не должен

В 1991 году кооператив «Танец» был реорганизован в ТОО «Гришко». Как раз в этот период произошел случай, который красноречиво характеризует Николая Гришко, утверждающего, что бизнес для него сродни захватывающему состязанию. Рабочие предприятия, которых к тому времени было уже около 50 человек, потребовали в три раза повысить зарплату. Это была одна из первых забастовок в условиях зарождающегося рынка. Письмо с требованиями поступило в понедельник. «Я хожу неделю, улыбаюсь, как будто письма и не видал, – рассказывает Гришко, – и готовлю для них сюрприз. Нужно было Теодора Драйзера читать». В следующий понедельник рабочие пришли на работу, а фабрика была закрыта на огромный амбарный замок. На стене – два приказа. Один о ликвидации кооператива «Танец», в котором написано, что все уволены. Второй о том, что открыто ТОО «Гришко» и объявляется набор на специальности по изготовлению балетной обуви. Собеседование индивидуальное. В результате был уволен только зачинщик забастовки. К этому времени компанию заметили западные СМИ. О фирме «Гришко» был показан пятиминутный сюжет в эфире CNN. После этого заключать зарубежные контракты россиянину стало легче. Александр Силаев, заместитель гендиректора компании «Р Класс», также производящей балетную обувь, считает, что главная составляющая коммерческого успеха Гришко – масштабные рекламные кампании. «Гришко» является соучредителем нескольких специализированных журналов в России, выдвигая одним из главным условий обязательное наличие в каждом номере рекламной обложки или отдельной страницы о его компании. Фирма также размещает рекламу за рубежом. Усилия Николая Гришко привели к тому, что сейчас он продает 35 тыс. пар обуви ежемесячно. По данным авторитетного в мире танца американского журнала Dance Magazine, компания «Гришко» входит в тройку мировых лидеров, зарабатывающих на производстве балетной обуви. Помимо обуви для танцев и театра фирма производит одежду для занятий балетом и спортом, шьет театральные костюмы. За 13 лет бизнес вырос до четырех фабрик в Москве, на которых работают около 400 человек, двух специализированных магазинов в Москве, магазинов в Санкт-Петербурге, Софии и Праге. По некоторым оценкам, ежегодный доход его предприятия составляет $4 млн. Николай Гришко говорит, что его успех стал возможен благодаря природному упорству, якобы свойственному украинцам. Одной из ошибок Гришко, которых, по его словам, за 13 лет в бизнесе он совершил немало, стало предоставление эксклюзивных прав на продажу его продукции в Англию и Австралию. Фирмы, с которыми он заключил договоры, оказались слабыми и безынициативными, что мешает активному проникновению на эти рынки марки «Гришко». Его честолюбие тешит мысль, что он первым из россиян разворошил «спокойное болото мирового балетного бизнеса». Сейчас Николай Гришко активизирует свою деятельность в России. Он планирует открыть специализированные секции в крупных столичных торговых центрах. Уже в сентябре в Москве откроется и крупнейший в Европе балетный магазин площадью более 200 кв. м. Все проекты инвестируются за счет собственных средств. «Я, наверное, единственный бизнесмен в Москве, который ни разу не прибегал к кредитам. Я органически не могу быть никому должен».

Еще по теме