Top.Mail.Ru
архив

Бизнес просит огня

Налоговые репрессии выходят из-под контроля, и правительство пытается срочно найти способ «вернуть реку в берега». Такой вывод можно сделать из совместной записки вице-премьера Александра Жукова и министра финансов Алексея Кудрина. В меморандуме, поданном на высочайшее имя, чиновники констатируют, что чрезмерное рвение налоговиков превратило инвестиционную привлекательность России в термин очень условный, почти виртуальный. Устранить проблему предлагается, не тревожа фундамента фискальной машины. По мнению авторов, достаточно корректировки ряда процедур, используемых налоговиками для отъема денег и здоровья у бизнесменов. В частности, планируется строго ограничить сроки выездных налоговых проверок, исключить повторные проверки, закрепить исчерпывающий перечень документов, которые налоговые органы могут требовать. Кроме того, единственным основанием для доначисления налогов станут судебные решения по фактам подлога, коррупции, мошенничества, а отнюдь не решения самих налоговиков, как это водится поныне. Президент Путин якобы уже одобрил эти инициативы, и возможно уже до конца года они обретут статус закона.

Однако большого праздника по этому поводу на российской деловой улице ждать не стоит. Все эти меры, конечно, хороши, даже в нынешнем, явно запоздавшем, виде, но абсолютно недостаточны. Процедурными поправками нынешнюю вакханалию уже не сбить. Если говорить языком цифр - уже пришли к каждому третьему. За девять месяцев 2004 года российским компаниям было доначислено 470 млрд рублей налогов за предыдущие годы. Так что происходящее – не перегибы на местах, а масштабный погром, уже отразившийся на темпах роста – 7,3% в 2003 году, 6,7% в 2004-м и прогноз 5,6-6% на 2005 год. Причем с точки зрения пресловутых государственных интересов совершено не мотивированный – бюджет купается в деньгах.

Сломать технологию налогового передела собственности, обкатанную в ходе дела ЮКОСа, можно только радикальным способом и делать это нужно как можно быстрее. Бизнесмены, гораздо лучше чиновников знакомые с практикой налогового администрирования в России понимают это вполне ясно. На последнем заседании совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве России они впервые за долгое время набрались мужества дать оценку происходящему, причем в достаточно резкой форме. Тогда же и там же вновь прозвучала вечная тема налоговой амнистии. Председатель совета директоров компании «Сибмашхолдинг» Юрий Коропачинский предложил провести амнистию всех налогов, сборов, таможенных платежей, соответствующих пеней и штрафов за налоговые периоды до 1.01.2005 и признать легальными все приватизационные сделки российских компаний. Ближайшим аналогом подобного шага была амнистия проведенная в 2001 году в Казахстане, после которой все декларации по предыдущим периодам были отправлены в огонь.

Результатом бурной беседы чиновников и предпринимателей стала упомянутая в начале записка Жукова-Кудрина президенту. Однако об амнистии в ней ни полслова. На поверхности заметна только одна причина для подобного игнорирования. У авторов было слишком мало времени, чтобы сформулировать детальную концепцию столь ответственного мероприятия, а дать сигнал налоговикам и бизнесу хотелось поскорее. Но возможно есть и более глубокая причина. Сила нынешних обитателей Кремля в немалой доле построена на чужом страхе за прошлые грехи. Поэтому идея амнистии вероятно вызывает у них непереносимую идиосинкразию. Если это так, то можно уверенно предсказать, что огня российский бизнес от правительства не дождется, пока ситуация не станет совсем отчаянной.

Еще по теме