Бизнесмен с поставленным ударом
Он самый знаменитый и богатый из мировых авантюристов. Состояние этого американца армянского происхождения журнал Forbes оценивает в $5,9 млрд. В историю мирового бизнеса Керк Керкорян войдет как удачливый спекулянт земельными участками, строитель грандиозных отелей и как человек, пытавшийся получить контроль над автогигантом Chrysler.
Научиться летать
Он родился в Калифорнии в 1917 году и был младшим из четырех детей в семье выходцев из Армении Арона и Лили Керкорянов. Дома с маленьким Керком разговаривали исключительно на армянском языке. Английский он начал учить на улицах.
Керкоряны часто переезжали, так что Керк не раз оказывался новичком в очередной школе, вынужденным доказывать, что он не слабак. Старший брат - Ниш, профессиональный боксер, тренировал его. Эти уроки очень пригодились Керку. В один прекрасный день молодой Керкорян, который так и не окончил среднюю школу, стал чемпионом по боксу среди любителей во втором полусреднем весе и решил, что пришло время перейти в профессионалы.
Он мог бы воплотить это намерение в жизнь, так и оставшись второразрядным боксером, если бы не встреча с Тедом О'Флаэрти, которому осенью 1939 года Керкорян помогал устанавливать камин. Однажды О'Флаэрти, являвшийся членом авиаклуба, взял Керка с собой в местный аэропорт, чтобы показать, как он выполняет несложные воздушные маневры. В другой раз О'Флаэрти разрешил Керку подняться с ним на борт. Когда самолет набрал высоту и вся Южная Калифорния - от гор до океана - стала видна как на ладони, Керкорян пережил что-то вроде катарсиса. На следующий же день он вернулся на летное поле, чтобы взять первый летный урок...
Когда в Европе началась война, Керкорян испугался, что его заберут служить в пехоту до того, как он получит лицензию пилота. И в 1940 году Керк явился на ранчо, принадлежавшее Флоренс "Панчо" Барнс, одной из первых женщин-летчиц. Ранчо представляло собой комбинацию летной школы и молочной фермы.
"У меня нет денег, - заявил Керкорян хозяйке ранчо. - У меня нет образования. Я хочу научиться летать, но не знаю как. Вы не поможете мне?" Через шесть месяцев у Керка были лицензия коммерческого пилота и работа летного инструктора.
Но преподавание показалось ему скучным занятием. И тут он узнал, что Британские королевские воздушные силы ищут летчиков для опасных заданий, пришел на призывной пункт и был моментально рекрутирован. Пилотам платили невероятные деньги - $1000 за рейс.
Задачей воздушной транспортной команды было переправлять сделаанные в Канаде бомбардировщики с Лабрадора в Шотландию. Только один из четырех рейсов заканчивался благополучно. Пилоты-камикадзе могли выбирать только из двух возможных маршрутов - один хуже другого.
Первый маршрут Монреаль - Лабрадор - Гренландия - Исландия - Шотландия был опасен из-за риска обледенения крыльев. Как писал один из биографов Керкоряна, снежные поля и леса вдоль этого маршрута были усеяны разбившимися самолетами, смятыми как спичечные коробки.
Можно было еще лететь напрямую через Атлантический океан, попытавшись попасть в попутный воздушный поток - так называемую Исландскую волну. Благодаря ей самолеты могли развить приличную скорость. Но если ветер внезапно прекращался, самолет и пилот были фактически обречены. Однажды такое чуть не произошло и с Керкоряном. Он был на середине пути, когда ветер стих. Запасной бак пустел, и Керкорян приготовился к худшему. Только чудо и железная воля помогли ему добраться до Шотландии и совершить удачную посадку в условиях почти нулевой видимости.
Самый лучший из армян
За два с половиной года Керкорян перегнал в Европу 33 самолета, налетал тысячи часов, побывал на четырех континентах и - что особенно важно - скопил денег на первый собственный самолет. Закончив военную службу, он купил за $5 тыс. одномоторный самолет Cessna и стал тренировать на нем начинающих летчиков. На том же самолете Керкорян летал в чартерные рейсы. После одной из таких поездок он впервые оказался в Лас-Вегасе.
Джерри Уильямс, торговец металлоломом, нанял Керкоряна, чтобы два-три раза в неделю летать из Лос-Анджелеса в игорную столицу США. "Я был просто ошеломлен тем, какое оживление царило в этом небольшом городе, - вспоминает Керкорян. - Лучшее время в моей жизни я провел в Лас-Вегасе".
Как-то утром Керкорян и Уильямс вышли на улицу после бессонной и неудачной ночи, проведенной за игорными столами. У них на двоих оставалось пять долларов, и Уильямс предложил сохранить их на завтрак. "Что хорошего можно купить на эти деньги?" - ответил Керкорян, вернулся в казино и выиграл наконец $700.
В 1940 - 1950-е годы Керкорян приобрел славу "запойного" игрока, который с одинаково бесстрастным лицом встречал как выигрыши, так и еще более частые проигрыши, доходившие до $50 тыс. - $80 тыс. за ночь. Однако в один прекрасный день он бросил игру и больше к ней не возвращался. Опыт, приобретенный за зеленым сукном, весьма пригодился Керкоряну, когда он вернулся в игорный бизнес - но уже не игроком, а одним из заправил. Но об этом чуть ниже.
В 1947 году Керкорян приобрел маленькую чартерную линию Los Angeles Air Service. Позднее он изменил ее название на Trans International Airlines. В 1965 году Керкорян акционировал компанию. Богатые американцы армянского происхождения, стремясь поддержать сородича, охотно приобретали акции, за счет чего их цена повысилась с первоначальных $9,75 за штуку до $32. Рост акций продолжался до тех пор, пока Керкорян не решил продать свою компанию более крупной TransAmerica. Сделка, заключенная в 1968 году, принесла Керкоряну пакет акций TransAmerica стоимостью около $85 млн, что сделало его крупным акционером уже этой компании.
Возвращение в казино
В 1962 году Керкоряну удалось провернуть сделку, которую журнал Fortune назвал "одной из наиболее успешных спекуляций с землей в истории Лас-Вегаса". Всего за $960 тыс. он приобрел 80 акров земли, прилегающей к Strip (знаменитому району Лас-Вегаса, где расположено множество роскошных отелей и казино). Цена была низкой даже по тем временам, и совершенно обоснованно, поскольку от Strip владения Керкоряна отделяла узкая полоска земли, принадлежавшая другим собственникам. Когда Керкорян убедил их расстаться этой землей, ценность его участка возросла многократно. Только сдавая его в аренду, он успел получить около $4 млн, а затем продал землю Джею Сарноу уже за $5 млн. На этом месте впоследствии было построено знаменитое казино Caesars Palace.
Благодаря деньгам, вырученным от этой сделки, и акциям TransAmerica Керкорян смог наконец приступить к осуществлению давней мечты - строительству своего первого суперотеля International Leisure в Лас-Вегасе.
В начале 1967 года Керкорян за $5 млн приобрел 82 акра земли на Paradise Road и нанял руководить работами Фреда Беннингера. Керкоряна не смутило даже то, что Беннингер прежде ни разу не сталкивался с игорным бизнесом - разве что только в качестве игрока. Как выяснилось позднее, чутье не подвело Керкоряна: Беннингер стал его верным помощником во всех предприятиях, связанных с индустрией развлечений.
Оценив широту замыслов шефа, Беннингер решил, что, учитывая размеры будущего International, было бы неплохо купить уже действующий отель и использовать его для подготовки обслуживающего персонала. Для этой цели вполне подошла гостиница Flamingo. (Позднее оказалось, что эта покупка хотя и была весьма целесообразна в коммерческом смысле, но являла собой мину замедленного действия, которая в конце концов взорвалась и больно ударила по Керкоряну.) Руководить купленным отелем пригласили Алекса Шуфи, вице-президента отеля Sahara, который вдобавок переманил к Керкоряну множество своих подчиненных - порядка 30 человек.
Место, которое Керкорян выбрал для International, многие считали неудачным. Прежде всего потому, что оно находилось вне территории Strip. Сомнения вызывали и размеры будущего отеля: со своими 30 этажами и 1512 номерами он должен был стать на тот момент самым большим в мире, однако далеко не все считали это достоинством. "Слишком большой и слишком удаленный", - вынесли свой вердикт критики. Керкорян терпеливо выслушал их прогнозы, но все-таки предпочел следовать своему чутью.
Церемония открытия отеля была грандиозной. В главном концертном зале выступала сама Барбра Стрейзанд, чуть позже ее сменил рок-идол Элвис Пресли. Одновременно в зале поменьше шла знаменитая рок-опера "Волосы", а на открытой площадке зрителей развлекала Тина Тернер. Ни один отель до этого не открывался с такой помпой и с таким обилием звезд.
Еще за месяц до открытия отеля обычные акции International Leisure, изначально предлагавшиеся по $5 за штуку, уже стоили свыше $50. Однако у Керкоряна все еще оставались внушительные долги. Он был уверен, что сможет выплатить их, выпустив вторую серию акций International Leisure. Но комиссия по ценным бумагам и биржам запретила продажу акций под тем предлогом, что Керкорян пытался скрыть информацию о предыдущих владельцах Flamingo. В результате, чтобы выплатить долги, Керкорян был вынужден продать половину своих акций в International Leisure владельцам сети отелей Hilton. Эта сделка была крайне невыгодной: за пакет, который шестью месяцами ранее оценивался в $180 млн, Керкорян выручил всего $16,5 млн. Ему также пришлось расстаться со своим домом в Лас-Вегасе, частным самолетом и яхтой. Коллег поражало спокойствие, с которым он переживал то нелегкое время. Этот урок научил Керкоряна "всегда держать запасной выход открытым". Теперь он считает, что допустимо потерять большую часть того, что имеешь, если ты в состоянии найти средства для другого предприятия.
Два MGM Grand
Керкорян вернул утраченные позиции уже в 1971 году - меньше чем через год после продажи International, когда заявил о создании MGM Grand. Новый мегакомплекс, обошедшийся в $107 млн, был назван в честь фильма, снятого в 1932 году на киностудии MGM, - "Гранд-отель". Открывшись 5 июля 1973 года, MGM Grand стал самым большим отелем в мире (26 этажей, 2984 комнаты, концертный зал на 1200 мест, несколько казино и магазинов) - как в свое время International. Но Керкорян отрицает, что когда-либо строил отели только из соображений размеров. "Мои отели, - объясняет он, - просто рассчитаны на то, чтобы удовлетворять разнообразные запросы постояльцев".
Самый большой отель в Лас-Вегасе в ноябре 1980 года стал и местом самой грандиозной катастрофы в истории города, когда в отеле из-за неполадок с электричеством вспыхнул пожар, уничтоживший все здание - от казино до верхних этажей. В огне погибли 85 человек, тысячи получили ранения.
Невозмутимый "игрок в покер" мрачнеет, когда при нем заходит разговор об этой катастрофе. Он находился в Нью-Йорке на встрече с представителями киностудии Columbia, когда ему позвонили и сообщили, что принадлежащий ему отель показывают по телевидению. Меньше чем через два часа Керкорян уже был в аэропорту... Позднее президент отеля Эл Бенедикт рассказывал в одном из интервью, что, когда Керкорян прибыл на место пожара, он первым делом спросил: "С чего мы начнем?"
"Я сам считал, что у нас нет выхода из этой ситуации, - признается Бенедикт. - Мне казалось, что в голове каждого была только одна мысль: отступиться и забыть о том, чтобы отстроить здание заново. Так поступило бы большинство людей". Но только не Керкорян. Восемь месяцев спустя MGM Grand вновь открыл свои двери для посетителей. Но прежней любви Керкорян к своему детищу уже не испытывал и в 1986 году продал его за $594 млн компании Bally Manufacturing, которая сменила название отеля на Bally's.
Однако и старое название не пропало. Тот отель, который носит имя MGM Grand сейчас, был открыт Керкоряном в 1993 году. Это уже третий "самый большой отель в мире" в жизни Керкоряна. В нем 5000 комнат, восемь ресторанов, оздоровительный клуб, монорельсовая железная дорога, концертный зал на 15 тыс. мест, тематический парк - такой же большой, каким был Диснейленд, когда он только открылся в 1955 году, - и многое другое.
MGM Grand не единственный отель-казино, находящийся в собственности Керкоряна, хотя, без сомнения, самый известный. В Лас-Вегасе ему принадлежат также и знаменитые Mirage, Bellagio, New York New York, Treasure Island плюс еще несколько рангом пониже. Всего, по оценкам экспертов, Керкорян контролирует сейчас более 18 тысяч номеров в отелях Лас-Вегаса, который ежегодно посещают более 33 млн игроков и туристов со всего света.
Проигрыш со многими преимуществами
Параллельно с завоеванием Лас-Вегаса Керкорян стал проявлять интерес к Голливуду. В 1968 году он начал скупать акции прославленной Metro-Goldwyn-Mayer, а собрав контрольный пакет, продал многие ее активы и весь реквизит, в том числе колесницу из фильма "Бен Гур", чтобы найти деньги для возрождения терпящей бедствие киностудии. В 1981 году Керкорян присоединил к MGM кинокомпанию Universal Artists.
В 1986 году MGM/UA была продана корпорации Теда Тернера за $1,5 млрд. Несколько месяцев спустя, когда Тернер осознал, что сделка оказалась для него слишком неподъемной, он продал большую часть активов студии… Керкоряну, сохранив у себя только библиотеку фильмов MGM, в которой были и такие шедевры, как "Унесенные ветром".
В 1990 году Керкорян продал то, что осталось от MGM и United Artists, за $1,3 млрд группе, возглавляемой итальянским финансистом Джанкарло Паретти, у которого студию в счет покрытия долгов забрал банк Credit Lyonnais.
В 1996 году Керкорян купил многострадальную студию в третий раз, и к настоящему моменту его вложения в MGM оцениваются более чем в $2 млрд. В последние годы Керкорян активно скупает фильмотеки различных киностудий - как полагают, в расчете на бурное развитие новых технологий, в том числе Интернета. Так, в январе 1998 года MGM заплатила $235 млн за 1300 фильмов из библиотеки студии PolyGram, в которую входят такие хиты, как "Фарго", "Четыре свадьбы и одни похороны", "Выпускник", "Когда Гарри встретил Салли". Эти покупки могут сделать MGM одним из крупнейших контент-провайдеров уже в ближайшие годы.
В середине 90-х годов имя Керкоряна, старательно избегающего публичной славы, замелькало - к его неудовольствию - на страницах газет и стало часто упоминаться в эфире теле- и радиопрограмм. Причиной развернутой против Керкоряна кампании в прессе стало его неудачное "покушение" на один из столпов американского бизнеса - автомобильный гигант Chrysler.
А все началось в 1990 году, когда Керкорян встретился во Флориде с тогдашним председателем правления Chrysler -легендарным Ли Якоккой. Знаменитый менеджер убедил Керкоряна инвестировать средства в компанию, несмотря на то что в тот момент она испытывала серьезные проблемы. За последующие пять лет Керкоряну удалось собрать около 14% акций концерна.
В 1995 году Chrysler запустила новую удачную серию автомобилей, что помогло компании выбраться из кризиса и снова стать прибыльной. Однако Керкорян полагал, что дивиденды, которые он получал по своим акциям, остались прискорбно маленькими. В результате он предпринял неудачную попытку захватить Chrysler, заручившись для этого поддержкой Ли Якокки, которого к тому времени отправили в отставку. Сам Керкорян считал вполне естественным, что, вложив в Chrysler около $1,4 млрд, причем в трудные для нее времена, он вправе принимать более активное участие в управлении корпорацией. Керкорян рассчитывал ввести в состав совета директоров своих людей и влиять через них на стратегию управления компанией.
Однако в Детройте Керкорян столкнулся с яростным отпором. С точки зрения людей из автопромышленности, Керкорян был не кем иным, как еще одним богатым выскочкой, который решил, что за "легкие" деньги, нажитые в индустрии развлечений, он может приобрести "славу и гордость американского бизнеса". И помощь Якокки скорее повредила ему, нежели принесла пользу. Якокку, которого до этого превозносили как героя и спасителя Chrysler, теперь обвиняли в том, что он жаждет реванша за свою отставку и готов ради этого запродать компанию, которую до этого несколько раз спасал.
Спасителем Chrysler на этот раз стал преемник Якокки на посту председателя правления - Роберт Итон. Он сумел договориться с "захватчиками". Керкорян отказался от претензий в обмен на место в совете директоров для своего человека. Попутно он добился и цели, ради которой, как считают многие, и затевалась вся игра: его акции в Chrysler существенно подорожали. За те пять лет, которые прошли с момента как Керкорян начал приобретать акции Chrysler и до соглашения между ним и Итоном, его вложения по меньшей мере удвоились. В денежном выражении это означает, что Керкорян стал богаче на $1,7 млрд.
Не сумев покорить Детройт в роли автомагната, Керкорян получил недавно шанс завоевать этот город в более привычной для себя ипостаси - воротилы игорного бизнеса. Недавно его компания, оттеснив 13 конкурентов, завоевала право построить первое в Детройте казино.
Еще по теме









