Top.Mail.Ru
бизнес

Booking.com по-русски

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

В правительстве началось обсуждение плана мероприятий по реализации стратегии развития туризма в России до 2035 года. В него вошли несколько направлений, одно из которых предполагает создание национальной системы бронирования отелей и туристических услуг. Проект должен быть реализован до 2024 года, однако многие участники рынка и IT-специалисты сомневаются в его успехе и целесообразности.

Ростех развивает, Ростуризм заинтересован

Члены правительственной комиссии по развитию туризма получили план мероприятий по реализации первого этапа стратегии на прошлой неделе, пишет «Коммерсант». В документе содержатся 116 пунктов, в числе которых значатся проекты по развитию сельского туризма, созданию детских военно-исторических лагерей и другие. Кроме того, в плане говорится о разработке и эксплуатации национальной системы бронирования туристических услуг.

Документ предполагает, что «российский аналог Booking.com» станет IT-платформой, которая обеспечит дистрибутивные и распределительные процессы средств размещения в стране. Как предполагается, национальную систему создадут к четвертому кварталу 2024 года. Представители Ростуризма уже сообщили, что план реализации стратегии в настоящий момент находится в активной фазе проработки. Его финальный вариант подготовят к концу этого лета.

Реализация подобного проекта уже обсуждалась в 2014 году в рамках работ по реализации стратегии развития отрасли к 2020-му. Ожидалось, что предложения по нему будут представлены уже в 2015 году. Однако развития проект так и не получил.

Сейчас «Национальную систему бронирования» развивают специалисты Ростеха. Госкорпорация ориентируется на работу с перевозчиками. Однако на сайте также фигурируют предложения, поступившие от представителей гостиничного бизнеса. Подчеркивается, что Ростуризм уже обозначил свою заинтересованность в участии в проекте. В Ростехе добавили, что госкорпорация развивает несколько цифровых сервисов в смежных областях.

Процесс локализации систем бронирования авиабилетов сделал эту тему особенно актуальной. С октября 2022 года серверы и базы данных, используемые перевозчиками для организации внутренних перелетов, должны храниться в России. Такое же решение будет со временем принято властями и в отношении отельеров, рассказал газете собеседник из IT-сферы.

Но в данном случае системы бронирования гостиниц не стоит сравнивать с авиационными, считает управляющий партнер Data Insight Борис Овчинников. Последние, по его словам, предполагают принципиально другой уровень работы с личными данными в рамках обеспечения безопасности перевозок. И большинство из них не нужны для резервирования номеров в гостиницах.

Для бронирования средств размещения будет необходима другая система. Дело в том, что в России ограничено количество серверов авиакомпаний, и они стандартным образом структурируют сведения. Между тем счет отелей в стране идет на тысячи, и выдача данных в них устроена по-разному. Представитель IT-отрасли сообщил изданию, что разработать национальную систему бронирования отелей сейчас будет проще, чем еще пять лет назад. Однако реализация проекта все равно потребует значительных сроков и десятков миллионов долларов. Еще одна сложность, которая может возникнуть, заключается в поиске компетентных специалистов.

Проблемы реализации проекта

Национальная система бронирования необходима, однако перспективы ее создания правительством, а не бизнесом, очень сомнительны, заявил в разговоре с «Компанией» вице-президент Российского союза туристической индустрии Юрий Барзыкин. Он отметил, что заход на реализацию соответствующего проекта далеко не первый. По словам Барзыкина, в РФ такие системы уже есть. Они не крупные, но многочисленные. Системы, как сказал эксперт, работают и в санаторно-курортной, и в гостиничной сфере.

«Но гиганты, которые действуют на международном рынке, охватывают, конечно, большинство стран. И создаваться должна для работы только межгосударственная система. А функционирование исключительно российской будет сложным и неэффективным», — подчеркнул Барзыкин.

Вице-президент Российского союза туриндустрии добавил, что правительство может привлекать отели к работе в рамках этой системы, к примеру, с помощью тарифов, учитывая то, что тот же Booking.com выдвигает достаточно жесткие условия. Свою роль может сыграть и продвижение системы на рынке бронирования и услуг. Барзыкин объяснил, что, если она продемонстрирует свою эффективность, отели будут сами стремиться к совместной работе. В противном случае никто не захочет становиться частью системы.

«Поэтому вопрос этот в целом очень непростой. Как правило, если подобными вещами занимается государство, проекты выходят неэффективными. Но, может быть, в этот раз повезет», — подытожил собеседник журнала.

Не верят в успех инициативы и в Федерации рестораторов и отельеров.

«Разговоров на тему: “Мы запустим второй Booking” был миллион в разных странах, но никто ничего похожего так и не сделал. Нет никаких трудностей в том, чтобы разработать платформу, но Booking силен не только софтом, а тем, что смог создать ресурс, на который подписан практически весь объем отелей в мире. Его успех объясняется миллиардами долларов инвестиций в маркетинг. Готово ли государство поддерживать тот же темп в продвижении сервиса? Очевидно, что нет», — сказал «Компании» вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.

Остается также нерешенным вопрос регулирования деятельности систем бронирования с точки зрения навязывания гостиницам невыгодных условий, в числе которых — механизм «паритета цен», сообщил «Коммерсанту» вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников.

«Создание национальной системы этот вопрос не решит — Booking.com занимает в России более 80% рынка онлайн-бронирований, гостиницам не будет смысла переходить на новый сервис», — добавил Кожевников.

В РФ нет проблем с наличием систем бронирования, но ни одна из них не способна получить большую долю рынка, подчеркивает руководитель Ассоциации отелей Казани и Татарстана Гульнара Сафина. По ее словам, эти системы не имеют достаточных бюджетов на размещение рекламы на сторонних площадках. Сафина отметила, что в любом случае проект должен быть частным и коммерческим.

«У государственного оператора вряд ли будет достаточно мотивации конкурировать на рынке с крупными международными игроками», — добавила руководитель Ассоциации отелей Казани и Татарстана.

Еще по теме