Top.Mail.Ru
авто

БРДМ-1: машина для крепких мужчин

На этой неделе мы решили преподнести сюрприз читателям и рассказать не о легковом и даже не о коммерческом автомобиле. Речь пойдёт о военной технике, а именно о БРДМ-1 — первой советской бронированной разведывательно-дозорной машине, сконструированной в 1950-х годах.

Предназначалась она для войсковой разведки. Всего было выпущено около 10 000 экземпляров. Изначально предполагалось, что боевой автомобиль заменит лёгкий бронетранспортёр БТР-40 в качестве стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. Однако конструкторы выпустили на свет нечто новое, что не имело аналогов в мире.

Межрегиональная общественная организация содействия изучению и эксплуатации военной техники «Военно-техническое общество» (это те ребята, которые проводят пробеги «Дорога Мужества» на бронеавтомобилях) пригласила нас познакомиться с этой машиной и подробно нам о ней рассказала.

БРДМ-1

Моим инструктором по вождению стал президент организации Алексей Мигалин, которому эта БРДМ-1 досталась в плачевном состоянии. В 2016 году в Нижнем Новгороде Алексею удалось приобрести лишь подгнивший корпус с мостами. Однако всего за четыре месяца амфибии вернули исторический облик. Военно-техническое общество не только проводит мероприятия с бронетехникой, но и восстанавливает ее по точным чертежам (даже мотор нашли «нулевый» – с консервации).

Внешне БРДМ-1 выглядит как типичная боевая машина того времени. Зеленый цвет, большие колеса для прохождения испытаний любой сложности, высокая подвеска, надежная крепкая броня. Передняя часть разведывательного автомобиля выглядит достаточно мощно за счет того, что она сильно выступает вперед. У БРДМ-1 имеются передние и задние мосты ходовой части, которые располагаются на рессорах. Также автомобиль оснащен гидравлическими амортизаторами, что позволяет уменьшать колебания машины при движении.

БРДМ-1

Наверху располагается бронированная башня (неповоротная), где находится отделение десанта. В задней части башни расположены распашные бронированные створки для посадки и высадки десанта. Также в верхней части башни имеются два откидных люка на торсионах — для помощи открытия и закрытия люков.

Для наблюдения за происходящим на поле боя у машины есть бойницы, как на БТР-40. На башне также расположены смотровые щели, предназначенные для наблюдения за местностью механиком-водителем и командиром машины.

БРДМ-1

Как оказалось, эта машина имеет существенные преимущества перед другой военной техникой. У БРДМ-1 есть уникальная система шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колес. Они располагаются между основными колесами в центральной части машины. Эта опция предназначена для преодолевания траншей, рвов и брустверов. Колеса опускаются с помощью гидравлического привода и приводятся в движение от раздаточной коробки автомобиля.

БРДМ-1 может с легкостью передвигаться по воде с помощью водомета. На КПП установлена коробка отбора мощности, которая передает крутящий момент на водомет через карданную передачку.

Мне пояснили, что механизм работы следующий: четырёхлопастной винт засасывает воду через приёмный патрубок, расположенный на днище, и выбрасывает её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывается бронированной заслонкой. Спереди машины при движении по воде есть волноотражающий щиток.

БРДМ-1

Разобравшись с основными характеристиками БРДМ-1, мне сразу же захотелось попасть внутрь боевой машины. Здесь я увидел два сидения: для водителя-механика и командира машины. Я сразу сел в водительское «кресло». Что могу сказать: видимость у БРДМ-1 не лучшая — из-за двигателя (карбюраторный ГАЗ-40 П), который установлен в передней части корпуса. Коробка передач у БРДМ-1 четырёхступенчатая, без синхронизаторов. Также есть раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.

Помимо этого, во внутренней части боевой машины установлена перегородка, которая разделяет отделение силовой установки и отделение управления. Боевое же отделение занимает кормовую и среднюю часть корпуса.

Управлять такой боевой махиной оказалось достаточно тяжело. Хотя я во время службы в армии в ВДВ в гайжюнайской учебке и выучился водить гусеничный БМД-1, было это уже более 30-и лет назад… Без наставлений Алексея было бы сложно справиться.

БРДМ-1

Чтобы завести автомобиль, надо провести целый ритуал. Я нажал с большим усилием на пятак тумблера «массы», затем нашел следующий тумблер среди множества других приборов на панели. Краем глаза заметил его под надписью «зажигание». Далее я вытянул ручку подсоса карбюратора на себя и нажал на педаль стартера.

Пристегиваться не пришлось, так как ремней безопасности не было. Крутить руль оказалось очень энергозатратно. Кроме того, как оказалось, необходима особая сноровка, чтобы переключать передачи с двойным выжимом. В общем, управлять БРДМ-1 достаточно тяжело как с технической точки зрения, так и с силовой.

Как автолюбителю, мне было очень интересно познакомится с подобной уникальной техникой. Однако я был очень рад, когда тест-драйв боевой машины закончился. Все-таки намного легче управлять легковыми автомобилями, а боевыми машинами пусть занимаются военные — и фанаты бронетехники.

БРДМ-1