Top.Mail.Ru
мнения

Будущее на букву K

Экономисты всего мира любят рассуждать о восстановительном росте экономики в терминах букв латинского алфавита. Если в начале пандемии большинство склонялось к V-образному развитию кризиса (в смысле динамики ВВП), то по мере усугубления проблем преобладающей стала версия U-образной и даже L-образной динамики, то есть более медленное восстановление.

Но в последнее время набирает сторонников (к ним отношусь и я) версия К-образной динамики. Суть этой гипотезы состоит в том, что на фоне общего восстановления мировой экономики ряд ее секторов продолжит падение.

Локдауны дали мощный импульс цифровизации экономики и развитию ИТ-технологий. Массовый переход на удаленную работу потребовал развития и быстрого распространения новых программных разработок, связанных с обработкой и передачей информации, и средств коммуникации. Скачкообразно вырос спрос на технологии онлайн-контактов типа приобретшей гигантскую популярность программы Zoom. Скачком пошла вверх и рыночная капитализация компаний-разработчиков. Во всем мире резко увеличилось предоставление онлайн-услуг, включая государственные. Замечу, что на общем фоне очень неплохо выглядели российские государственные порталы типа «Госуслуги», mos.ru и другие, созданные еще в докризисный период.

Очевидно, что эта тенденция получит развитие, снижая спрос на традиционное предоставление услуг, связанное с посещением офисов госучреждений, компаний и банков. Думаю, что привычные банковские и другие офисы с их многочисленным офисным планктоном постепенно уйдут в небытие.

Резкий скачок сделала цифровизация и компьютеризация медицины, начиная от простой онлайн-записи на прием к врачам или прикрепления к поликлиникам и заканчивая появлением электронных карт пациентов, к чему давно призывали многие эксперты. Естественно, что колоссальный импульс роста получили компании — производители лекарственных и профилактических средств, включая вакцины. Фактически появился новый рынок, емкость которого исчисляется сотнями миллиардов долларов.

Гигантские изменения произошли на потребительском рынке. Поначалу вынужденный заказ товаров, лекарств и особенно продуктов питания по телефону или через интернет стал привычным, потребовав развития службы обработки и исполнения заказов (включая курьерские службы). Компании, которые сумели быстро наладить этот сервис, получили приток клиентуры и быстрое развитие.

Но переход на онлайн-торговлю необратим. Это создает серьезные вызовы для всей системы торговли, включая крупные торговые центры. В числе наиболее пострадавших в ходе пандемического кризиса оказались предприятия общественного питания и особенно развлекательные заведения. Если рестораны еще как-то поддерживали активность за счет перехода на продажу блюд на вынос или с доставкой (в ряде стран Европы им разрешен уже длительное время только этот вид деятельности), то развлечения на вынос предоставить трудно.

Аутсайдеры уходят с рынка. В наибольшей степени от смены модели поведения потребителей пострадал малый бизнес. Часть его, несмотря на меры государственной поддержки, уже не вернется на рынок, а перейдет на положение наемных работников.