Top.Mail.Ru
архив

Бумажные крылья

Российские авиастроительные компании компенсировали свою скромную экспозицию на международном авиасалоне в Фарнборо громкими заявлениями и протоколами о намерениях. В этом году на выставку в предместье Лондона большинство россиян привезли лишь макеты самолетов. Глава авиационно-холдинговой компании «Сухой» Михаил Погосян отметил, что российские военные машины не поставляются в Европу, а их участие в выставке обходится в круглую сумму, поэтому «Сухой» не представил в Англии ни одного настоящего военного самолета.

Правда, именно «Сухой» оказался героем самой громкой российской новости Фарнборо. В первый день работы авиасалона компания подписала предварительный договор с авиакомпанией «Сибирь» о поставке 50 региональных самолетов RRJ 95. Сумма контракта – $1 млрд. Это самая крупная сделка на российском авиационном рынке. Недостаток сенсации в том, что самолеты RRJ 95 пока существуют только на бумаге. Предполагается, что первую машину произведут к 2006 году, а серийное производство начнется только в 2007-м.

Представитель одной из компаний – участниц рынка, пожелавший остаться неназванным, заметил, что к этой сделке в авиаотрасли двойственное отношение. Многие понимают, что бумага, подписанная в Фарнборо, фактически лишь протокол о намерениях и что в ней не отражена ответственность участников. Каждая сторона может отказаться в дальнейшем от планов, и тогда заявления с авиасалона окажутся лишь PR-акцией. Но, с другой стороны, потенциальный покупатель, каким стала сейчас «Сибирь», может привлечь инвесторов к проекту «Сухого». «Если RRJ удастся сделать конкурентоспособным, то он будет востребован на рынке. Пока у нас нет подобных самолетов: ближнемагистральный Ту-334 – это еще советская разработка. А авиапарк многих отечественных компаний устарел, и его необходимо менять», – отметил собеседник «Ко». Позднее на авиасалоне НПО «Сатурн» и французская компания Snecma объявили о создании совместного предприятия, которому предстоит производить турбореактивные двигатели для RRJ 95.

Один из главных вопросов, на который представители «Сибири» пока не дали ответа: каким образом компания будет финансировать эту сделку? Чистая прибыль перевозчика составила в 2003 году $1 млн. По словам пресс-секретаря авиакомпании Ильи Новохатского, сейчас прорабатывают различные финансовые схемы (займы и лизинг), окончательно «Сибирь» определится через несколько месяцев. В то же время советник генерального директора компании «Сухой» Евгений Шапошников заметил в Англии, что первым двум-трем заказчикам RRJ государство может предоставить «некоторые преференции, в частности по облегчению налогового бремени».

Вслед за «Сибирью» к RRJ 95 потянулась авиакомпания UTair. В том же Фарнборо представители UTair заявили, что заключат предварительный договор на 20 самолетов в октябре этого года. На фоне этих деклараций очень скромно выглядят планы другой российской авиакомпании: «КрасЭйр» подписала протокол о намерениях с «Ильюшин Финанс Ко» и украинским АНТК им. Антонова на поставку авиакомпании 12 самолетов Ан-148. Контракты по новым региональным самолетам произвели фурор лишь на российском авиарынке, в Европе их вряд ли кто-то заметил.

 

Еще по теме