Top.Mail.Ru
архив

Люди добрые

26.07.200400:00

Тем, кто хоть иногда включает телевизор на спортивных трансляциях и почитывает интервью со звездами спорта, должны быть известны три неоспоримых факта. Во-первых, скоро Олимпиада. Во-вторых, львиная августовская доля по выполнению Россией своих медальных обязательств ляжет на наших девушек, из наших же спортивных мужчин сейчас выходят неважные золотодобытчики. В-третьих, почти каждая (если не каждая) девушка из олимпийской сборной России поедет в Афины, уложив в дорожную сумку плюшевый талисман. У кого это щенок, у кого крокодильчик, у кого мишка – нос пуговичкой. Даже если девушка эта уже чемпионка и мать очаровательного (нос папин, глаза мамины) ребенка, она все равно не бросит своего потрепанного в частых спортивных поездках мишку – потому что он хороший.

Талисман ведь не выбирают, им становятся. А почему у русских девушек в талисманах сплошь милые плюшевые зверята с добрыми глазами и смешными мордочками – кто знает? Это вопрос не исследованный. То ли дело в том, что все они в детстве смотрели мультфильм «Варежка». То ли мягкий и уютный зверь в какой-то момент взросления становится для них символом отсутствующего, как правило, дома и помогает перенести все тяготы и лишения жизни на тренировочных базах и осточертевшего уюта одинаковых, как кошмар, отельных номеров.

Наше олимпийское руководство, не хуже нас с вами знающее о крепости этой плюшевой любви, решило на грядущих Играх ввести и официальный – общий для всех спортсменов – талисман. На эту почетную роль был назначен Чебурашка. Самый нежный, добрый, бесприютный и неспортивный герой советского кинематографа. Его, конечно, невозможно представить по три часа качающим пресс в тренажерном зале или отрабатывающим удар слева, но более точного символа спортивной бесприютности, жажды обрести дом, друзей и любовь найти было невозможно.

По этому случаю мающиеся в летней безделице телеканалы показали старые интервью с Эдуардом Успенским, в сотый раз рассказали о том, как Япония влюбилась в эти круглые печальные глаза, а Успенский снова и снова показывал домашнюю коллекцию проданных им в Стране восходящего солнца прав на Чебурашек. Полный сервант.

Чебурашку придумал детский писатель Успенский. Это факт. Как факт и то, что вот того Чебурашку, которого держал за уши Успенский, показывая его телекамерам, придумал не Успенский, а художник студии «Союзмультфильм». Это он наделил книжного героя с характером – но без внешности – взглядом, встретив который, хочется броситься на улицу, подбирая всех бродячих собак, а потом позвонить по межгороду маме. Это он нарисовал круглые большие уши, словно специально созданные, чтобы спрятать за ними набежавшую слезу.

А потом был мультфильм с голосом Клары Румяновой, музыкой Шаинского, режиссером, который собрал все части в одно замечательное кино, но чьего имени сразу и не вспомнить, как и имени художника. И когда я в очередной раз вижу Успенского, гордо трясущего за уши добрейшего Чебурашку, мне всякий раз хочется спросить: а получает ли тот художник хоть какой-то процент? Работает ли как проклятый сейчас в Японии и по «Детским мирам» всей России Чебурашка TM на одного Успенского? Или доброта – это то, чем делишься, а не хвастаешься?

Люди, встреченные по касательной судьбы и исчезнувшие, соприкоснувшись с нами рукавами, из нашей жизни навсегда, что они делают? Что случилось с ними потом? Вчера я видел, как старик в строгом черном костюме и не лишенном изящества сером плаще совпошива и совпошиба кокетничал с молодой женщиной. «Я простой человек, – говорил он ей, – всего на три слова: имя, фамилия, отчество». Через минут пятнадцать я его встретил снова. Расслабленной променадной походкой он шел по одуревшей от жары улице в этом старом плаще и с этой старой своей куртуазностью, а люди смотрели на него с удивлением, чтобы через минуту, час, день не вспомнить о нем никогда.

Еще по теме