Top.Mail.Ru
архив

Быстрый, как лягушка

пробки, Quickfrog
Роман Прилипко до 2009 г. жил в Магнитогорске и работал там региональным директором крупной московской девелоперской компании. "Начал работать на позиции менеджера, через некоторое время значительно вырос. Заработал денег. Встал вопрос: куда вложить? Собственно, московские пробки и подсказали решение, куда их вложить, чтобы они работали", - рассказывает генеральный директор Quickfrog Александр Бортенев. "Приехав из Магнитогорска, мы были поражены существующей ситуацией с доставкой в Москве. Помогло то, что мы посмотрели на проблему незамыленным взглядом и она могла по-настоящему разозлить. Всегда, когда варишься в собственной каше, рано или поздно привыкаешь даже к негативным моментам. И доставка долгая вроде раздражает, а вроде бы и доставляют же в итоге", - вспоминает Роман Прилипко. Он обратил внимание на опыт других стран: для доставки DHL часто использует скутеры, во Вьетнаме и Франции курьеры передвигаются на велосипедах, в Венеции - на катерах. "Пробки московские в широком смысле слова нам победить пока не по силам, а вот найти возможность обойти проблему - это намного проще", - отмечает Александр Бортенев. На начальном этапе в проект было вложено порядка 150 000 евро личных сбережений. Их Роман Прилипко потратил на аренду офиса, зарплаты сотрудникам и покупку 20 скутеров. Мототехника была окрашена в ярко-зеленый, "лягушачий" цвет, а все курьеры получили фирменную зеленую одежду. На старте возникло сразу несколько проблем. Во-первых, сбоила техника - время выполнения заказа, скорость движения скутеров и местонахождение курьеров диспетчеры должны были отслеживать автоматически в режиме реального времени. Но высокотехнологичное оборудование никак не хотело работать стабильно. Кроме того, старт проекта пришелся на самый пик летней жары, и многие курьеры, в нарушение инструкций, снимали фирменную одежду и приезжали к клиентам буквально в майках. Приведение техники к нормальному режиму функционирования и повышение корпоративной дисциплины (в основном за счет штрафов) заняли несколько месяцев. К этому времени у Quickfrog уже появились первые постоянные клиенты.


Скорость - не главное

"Бизнес-модель проста - недостатки мегаполиса Quickfrog превращает в свои достоинства. Главное конкурентное преимущество компании - это, безусловно, высокая скорость доставки", - рассуждает эксперт ФГ "БКС" Богдан Зыков. "На мой взгляд, бизнес-модель Quickfrog на сегодняшний день очень актуальна, своевременна и перспективна. Сегодня время - это самый дефицитный и дорогой ресурс, поэтому многие сервисы, которые позволяют экономить наше время (и деньги, безусловно), при грамотном маркетинге становятся очень востребованными", - подтверждает директор "АсстрА Рус" Александр Михеев. В условиях глобальных пробок в Москве и других крупных городах России внутригородские экспресс-перевозки становятся весьма актуальными. Для доставки мелких недорогих грузов данный сервис будет очень востребован, считают эксперты. При перевозке больших партий, или ценных, или опасных, или крупногабаритных грузов надежность перевозчика и гарантия сохранности доставляемого станут решающими факторами, скорость отойдет на второй план. Учредитель и генеральный директор i-Accelerator Виталий Виноградов не склонен использовать превосходные степени при оценке бизнеса Quickfrog. "Там, где бизнес-модель отходит от классической модели доставки ("разбудить мужа", быстро купить и доставить подарок супругу/другу/партнеру т.п.), - это бизнес-модель консьерж-службы. Пока такие компании, к сожалению, не преуспевают на нашем рынке (частично из-за того, что люди не привыкли пользоваться такими услугами, а сектор состоятельных клиентов закрывают консьерж-службы банков или внутренние корпоративные службы), и, боюсь, подобный расклад будет сохраняться еще долго", - заключает эксперт. Скорость доставки в современных условиях, безусловно, очень веское конкурентное преимущество, но недостаточное для успешного развития бизнеса. Исключительно важными и требующими внимания остаются вопросы работы с клиентами (call-центр, клиентская служба). Ведь для клиента существенно не то, сколько времени потратит на доставку курьер, а то, сколько пройдет с момента его заказа до доставки. "Так, я недавно заказывала себе товар по Интернету, на сайте значилось "доставка в день заявки" плюс офис компании находился недалеко от меня. Я ожидала быструю доставку. Но оператор интернет-магазина обнаружил мой заказ лишь через 5(!) часов после его размещения, и в этот день доставка была уже невозможна. Вот тебе и скорость курьера!" - приводит пример партнер Retail Training Group Елена Комкова. Генеральный директор "Сити-экспресс" Алексей Кичатов также весьма критично отнесся к маркетинговому ходу конкурентов. "Небольшая курьерская компания, использующая стандартные способы доставки. Все остальное - маркетинг. Делают акцент на супертехнологии, которые используют в работе все, и давно, - резюмирует эксперт.


Со скутера - на трицикл

Динамика заказов в Quickfrog в 2011 году

июль

2823

август

2981

сентябрь

3562

октябрь

3501

ноябрь

3844

декабрь

3620

Несмотря на критику в свой адрес, учредители Quickfrog оптимистично смотрят на перспективы своего бизнеса. В конце декабря прошлого года они решили очередную проблему - курьеров на зимнее время пересадили со скутеров на трициклы с крышей. Трицикл - это трехколесный скутер с крышей, который, в отличие от обычных скутеров, можно эксплуатировать в зимний период. Благодаря этому Quickfrog даже в холодное время года обеспечивает своим партнерам скоростную доставку товаров и грузов за 59 минут с момента заказа. Трициклы давно и с успехом используются крупными международными логистическими компаниями, например United Parcel Service (UPS). Инвестиции в проект на его старте составили 250 000 руб. Стоимость полного запуска проекта - около 3 млн руб. По расчетам компании, срок окупаемости трицикла - 6-7 месяцев. "В течение месяца мы будем тестировать трицикл совместно со своими партнерами - Yota, Skylink, Just5 и пр. В случае успешного прохождения испытательного срока мы планируем не только полноценно запустить проект во всех городах, где есть представительства Quickfrog, но и стать российским дилером по продаже и обслуживанию данного вида трициклов", - рассказывает Александр Бортенев. Предварительная договоренность об этом с китайскими партнерами уже имеется. "На рынке существует жесткая конкуренция, для развития нужны серьезные финансовые инвестиции. По данным kommersant.ru, за два года обороты Quickfrog выросли с 20 млн руб. до 70 млн руб., но получить прибыль не удалось", - констатирует Алексей Кичатов. "Основной проблемой компании является прибыльность, - подтверждает старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент" Виктор Марков. - Для увеличения прибыльности Quickfrog планирует отрыть интернет-магазин. Однако это является уже другим бизнесом, где высока конкуренция. Поэтому нет гарантий, что компании удастся успешно заниматься интернет-торговлей и основным бизнесом". "Стратегический риск, на мой взгляд, связан с тем, что высока зависимость от компаний-партнеров, а их у Quickfrog уже целый пул, и во многом их прибыль зависит от потребительской активности, которая, разумеется, не всегда находится на одном уровне", - заключает Богдан Зыков.


В Top-100 Forbes

пробки, Quickfrog"Мы скоро заявим еще одну инновационную идею, которая, надеемся, сделает нас лидерами отрасли. Ну а собственно отсюда и все планы ближайших пяти лет. Там, глядишь, и top-100 российского "Форбс", - шутит Александр Бортенев. Но опрошенные "Ко" эксперты не разделяют его оптимизма. Возможности расширения бизнеса Quickfrog серьезно ограничены. Если рассматривать сегмент срочной доставки деловой корреспонденции, то здесь очень сильна конкуренция со стороны международных монстров доставки. Другой сегмент - доставка авиа- и ж/д билетов, но у компаний, продающих билеты, уже, как правило, есть варианты срочной доставки за дополнительную оплату. Остается срочная доставка запчастей и расходных материалов для офиса. Но в этом случае магазины, торгующие подобными товарами, имеются в пределах шаговой доступности плюс конкуренция со стороны хороших офис-менеджеров. "Срочная доставка документов представляется одной из немногих возможностей для развития. Что для этого нужно: провести плотную работу с юридическими фирмами (элементарно: документы часто срочно требуются в судебных заседаниях и при заключении сделок, осуществлении срочных регистрационных действий, в целом при выполнении требований регулятивных и контролирующих органов власти), банками и инвестбанками, инвестиционными и финансовыми компаниями (заключение сделок)", - отмечает Виталий Виноградов. Можно подумать о работе с государственными органами (фельдъегерская служба обслуживает далеко не всех). Не исключено, что поможет реклама в специализированной профессиональной прессе. Риск данного варианта - непредумышленная потеря документов и/или кража (с подкупом сотрудников или без такового). При этом даже один подобный случай способен погубить репутацию в соответствующей клиентской среде. "При отсутствии финансовых вливаний со стороны у компаний, подобных Quickfrog, нет возможности развития бизнеса. В лучшем случае она останется нишевым оператором", - подводит итог Алексей Кичатов.

Расходы на пробки

Год

Расходы*(млрд руб)

Простой в пробках**

2011 г.

101

-

2010 г.

38

-

2009 г.

51

1 ч. 37 мин.

2008 г.

108

1 ч. 26 мин.

2007 г.

56

1 ч. 8 мин.

* Расходы столичных властей на строительство и ремонт дорог

** Средняя продолжительность московской пробки, по данным "Яндекса"

Еще по теме