Top.Mail.Ru
архив

Человек публичный


публичные людиПубличность как грань профессионализма ставит человека в позицию, когда он почти постоянно на виду. К нему присматриваются, его поведение обсуждают, слова обдумывают, мнение критикуют или поддерживают.

Мастерство публичного человека подразумевает серьезную и сложную основу: внутренние мировоззренческие, идеологические конструкции, подпитываемые из источника собственной жизненной силы. Эта сила заставляет настаивать "на себе", быть независимым от обстоятельств.

Однажды в одном из первых разговоров с потенциальным клиентом речь, как водится, зашла о возможных целях работы, которые в большинстве случаев сводятся к повышению эффективности выступлений, умению убеждать в чем-то и побуждать аудиторию к какому-либо действию. В какой-то момент пришлось прервать собеседника и попросить его включить диктофон. Выполнив просьбу, клиент продолжил говорить о том, каким он видит свое эффективное выступление: точно выстроенная аргументация, сформулированные послания. Структурирование содержания - именно то, чем, по его мнению, нужно было заниматься. Через минуту мы попросили включить запись его монолога и посчитать, сколько раз он произнес слово "да" с вопросительной интонацией. Это нередко встречающаяся особенность речи многих людей, каждый из нас может вспомнить подобный стиль общения. Оказалось, что собеседник произнес "да?" 8 раз за минуту. Восемь. Это чаще, чем один раз в 10 секунд. Клиент спросил тогда, что делать, чтобы избавиться от этого слова-паразита. По опыту работы мы знаем о том, что люди обычно употребляют это слово так часто из-за внутренней необходимости найти поддержку в собеседнике. Как бы переспрашивая все время у нас: "Я ведь прав, да? Вы же согласны с этим, да?" Само по себе подобное поведение не несет ничего предосудительного, но 8 раз за минуту сигнализируют о том, что наш собеседник не очень уверен в себе, в том, что он говорит.

В таком случае любые рациональные конструкции оратора будут рассыпаться и не достигнут цели. Потому что опираться им не на что. Вернее, не на что внутри самого выступающего. Его мировоззрение, его картина мира требует непременного согласия от тех, кто вокруг. И помимо того, что нужно учиться приемам выступления, необходимо работать со своим внутренним содержанием, с личной идеологией. И глубже: с уверенностью в том, что то, что у него есть внутри, должно быть сказано, обсуждено и в той или иной степени принято другими. Необходимо учиться быть настоящим, то есть настаивающим "на себе". К эффективности в публичном пространстве это имеет самое прямое отношение - только человек, настаивающий "на себе", на своих убеждениях, может достичь целей публичного выступления. Да и просто быть по-настоящему интересным.


 

Алексей Пронюшин — консультант по публичному поведению, соучредитель консалтинговой компании "Человек публичный"

Еще по теме