Top.Mail.Ru
архив

Что мешает успехам на мировом рынке

27.02.201500:00

На сегодняшний день доля российских IT-компаний на мировой арене невелика. И тем не менее есть все предпосылки для того, чтобы они успешно о себе заявили. 

Главным конкурентным преимуществом отечественного IT-рынка являлись и являются разработчики: наша школа программирования признана мировым сообществом как одна из самых успешных в плане подготовки сильных кадров. Многие западные компании опираются именно на опыт российских специалистов. Яркими представителями в своих нишах являются такие компании, как «Лаборатория Касперского», Abbyy, Mail.Ru Group. 

Чтобы обеспечить российским технологическим компаниям лидерство на глобальном рынке, необходимо создать условия для разработки продуктов мирового масштаба. Для достижения этой цели нужно, с одной стороны, совершенствовать законодательство в области защиты интеллектуальной собственности, а с другой – поддерживать продажи отечественного софта, прежде всего внутри страны. 

Сейчас российские программные продукты не защищены даже на внутреннем рынке. Мы наблюдаем открытую и жесткую конкуренцию с западными аналогами. Иностранные компании имеют очень сильные позиции на российском рынке ПО, так как располагают колоссальными маркетинговыми бюджетами. Эта борьба неравная: бюджеты лидеров мирового рынка на маркетинг несравнимы не только с затратами отдельных компаний, но и с суммарными затратами отечественных IT-компаний на продвижение своих продуктов. 

Если обратиться к западному опыту по защите своих разработчиков, то мы обнаружим, что, например, Германия открыто поддерживает SAP. Внутри страны сложно найти нишу, в которой бы она ни доминировала на локальном рынке. То же самое происходит и в США, где такие гиганты, как Oracle, VMware, Microsoft, HP, Google, являются лидерами в своих отраслях на внутреннем рынке. 

Российскому рынку пора начать поощрять собственных производителей софта, быть более лояльными к продуктам, создающимся у нас. Это позволит компаниям-разработчикам совершенствовать собственную методологию, развивать маркетинг, формировать клиентскую базу, привлекать и удерживать лучших специалистов. Все это поможет со временем подготовиться и к успешной конкуренции на международном уровне. 

Без такого рода поддержки мы продолжим быть эффективным «поставщиком мозгов»: ведущие российские программисты станут архитекторами в лучших компаниях мира, но при этом ПО будет принадлежать соответственно не российским компаниям и представлять интересы конкурирующих с нами иностранных компаний. 

Еще один драйвер роста российского
IT-бизнеса на мировом уровне – сфера
IT-услуг. Очевидные преимущества отечественных компаний в данном сегменте: высокий профессионализм специалистов и низкая стоимость услуг в долларах при текущем обменном курсе рубля. Несмотря на это, существует проблема, которую непросто решить: спрос на IT-услуги внутри страны чуть ли не больше, чем за границей. Из-за нехватки кадров и существенного спроса на талантливых программистов нам тяжело соперничать с Индией на мировом уровне – внутренний спрос фактически опережает предложение.

Есть отдельные сегменты IT-рынка, где требуются более серьезные усилия для выхода на новый качественный уровень. Речь идет о сегменте оборудования. Чтобы догнать ушедших далеко вперед мировых лидеров «железа», нужны очень большие инвестиции государства, при этом необходимо разработать и принять программу развития этой отрасли. Локомотивом в процессе может стать военно-промышленный комплекс. Скорее всего, какие-то положительные сдвиги мы увидим в течение нескольких лет.

Еще по теме