Top.Mail.Ru
архив

Универсальное лекарство

27.02.201500:00

В декабре 2014 г. американская фирма Abbott приобрела у банкира Романа Авдеева за $305 млн фармкомпанию «Верофарм», и уже в этом году разразился громкий скандал: новые владельцы побуждают 2000 сотрудников российской компании подписывать «Кодекс чести», включающий, кроме прочего, соблюдение антироссийских санкций. Случай свидетельствует о том, что рынок лекарств все более политизируется, ведь от него зависит социальная стабильность в стране, и это в условиях внешнеполитического кризиса.

К счастью, сами поставки лекарств ни санкциями, ни антисанкциями не затронуты. Тем не менее «Группа ДСМ» прогнозирует рост цен на них по итогам 2015 г. на 15–20%, а инвестхолдинг «Финам» называет еще большую цифру – 25–50% в сегменте готовых лекарственных средств, притом что в 2014 г. инфляция по безрецептурным препаратам составила 15%. Для роста цен имеются общеэкономические причины, и прежде всего девальвация рубля. «Ситуация абсолютно естественная: 70% лекарственных средств на полках аптек являются импортными, потому цены взлетают», – поясняет основатель аптечного интернет-гипермаркета «Монастырев и Ко» Александр Монастырев.

К тому же импорт будет сдерживаться за счет ограничений, вводимых на госзакупки зарубежных препаратов. 

«Для России характерны такие проблемы, как отсутствие конкуренции на рынках лекарственных препаратов, понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарственных средств, а также проблема нерыночного ценообразования на жизненно важные лекарственные препараты, приводящая к дефициту и снижению их доступности на рынке», – говорит партнер адвокатского бюро «Шабарин и партнеры» Игорь Вялов. 

Между тем в нынешних условиях решать любую проблему Минздрав может лишь одним способом – увеличением глубины вмешательства в рыночные процессы. Тем более что рынок медикаментов и так достаточно зарегулирован: около 600 препаратов, составляющих примерно 40% оборота аптек, входит в так называемый список жизненно важных препаратов (ЖВП), отпускные цены производителей на которые контролируются. Повышать отпускные цены можно только по закону: как раз сейчас в Госдуму поступил законопроект, по которому фармпроизводителям разрешат провести индексацию цен на ЖВП. Точная цифра еще неизвестна, но, видимо, это 10–15%.

Но у государства есть и другие идеи. Весь госаппарат включился в контроль цен в аптеках. Президент дал поручение правительству организовать их мониторинг отчитываться ежемесячно. 

В проверки включились и местные власти, и прокуратура. Уже появляются наказанные. Например, некий бизнесмен в Хабаровске оштрафован за то, что «необоснованно» завышал цены на лекарства. Одновременно президент велел подумать об организации государственных и муниципальных аптек.

Видимо, под влиянием «неслышных» сигналов из правительства несколько крупнейших сетей – A.v.e., «Старый лекарь» и «Аптечная сеть 36,6» – объявили о заключении соглашения о замораживании цен на ЖВП. Виден «единый почерк» – точно такой же «конкордат» о заморозке цен на важнейшие продукты питания заключили 12 крупнейших ритейлеров. 

Между тем азбучной истиной является то, что сам по себе жесткий контроль за ценами в торговле может привести только к дефициту. 

Решение проблемы лежит в области производства. Опрошенные «Ко» эксперты подтверждают, что, как и в других отраслях, где девальвация рубля снизила давление импорта, российские фармпроизводители получают дополнительный стимул для развития. «Кризис дает замечательные возможности к формированию фундамента для будущего роста, – утверждает ведущий научный сотрудник Российского университета кооперации Андрей Арно. – Наиболее перспективное направление – изготовление оборудования и ингредиентов для производства фармпрепаратов, которые раньше импортировались из-за рубежа». В качестве примера этого Андрей Арно указал на новые производственные линии, открытые в таких компаниях, как «Радуга продакшн», «Петровакс фарм» и «Фармстандарт». Теоретически все производители должны быть в выигрыше, но воспользоваться ситуацией смогут лишь те, у кого есть доступ к инвестресурсам. Как считает коммерческий директор сети аптек «Мицар» Артур Беленко, выгоду российские производители на данный момент получить особенно не могут, так как существенная модернизация предприятий для выпуска лекарств высокого качества требует вложений. Для производств с госучастием на данном этапе это возможно, для частников – затруднительно. «В настоящий момент некоторые производители вынуждены искать производственные площадки для переноса части процесса выпуска лекарств на территории РФ, но они ограничены возможностями российских производств, а также процессом регистрации изменений в регистрационных документах. Так что если в ближайшее время и станут производиться новые российские препараты, то это будут лишь дженерики, при этом по ценам не всегда ниже, чем зарубежные, ввиду меньшего объема производства и больших накладных расходов. К тому же все равно сырья для большинства субстанций у нас в стране нет», – заключает эксперт. Таким образом, нарастить долю за счет упавшего импорта смогут лишь крупнейшие компании, имеющие хорошие контакты с государством («Фармстандарт») либо с иностранными инвесторами (Bayer). Мелкие игроки могут пострадать от общего снижения объема рынка ввиду падения спроса: по прогнозу «Финам», рынок в 2015 г. уменьшится на 3%. 

Даже расширение производства лекарств в РФ не спасет от подорожания. Как объяснил «Ко» гендиректор фармкомпании «Витале-ХД» Вячеслав Литвяк, цены на отечественные препараты растут, потому что, во-первых, часть сырья для их производства импортируется, во-вторых, ряд крупных компаний, так или иначе, принадлежит западным холдингам, которые не упустят возможности заработать на курсовом росте, и, в-третьих, большинство российских фирм имеет устаревшие технологии, не позволяющие выпускать современные формы лекарств.

Резюмируя экспертные оценки, можно сделать прогноз, что хотя фармпроизводство в РФ незначительно вырастет, потребители потеряют и в количестве, и в стоимости, и в качестве. 

Еще по теме