$ 76.08
 91.02
£ 101.00
¥ 72.88
 83.85
GOLD 1787.67
РТС 1302.43
DJIA 29910.37
NASDAQ 12205.85
финансы

Дорогая моя столица

Марат Хуснуллин, Сергей Собянин, Андрей Бочкарев. Фото: Коммерсант/Легион-медиа Марат Хуснуллин, Сергей Собянин, Андрей Бочкарев. Фото: Коммерсант/Легион-медиа

За десять лет работы на посту мэра Москвы Сергей Собянин нарастил вдвое столичный бюджет, провел реновацию и построил ряд новых станций метро. Помогли ему в этом подрядчики, тесно связанные с мэрией и президентом, сообщили Forbes и «Проект» в совместном материале. Разбираемся, на что были потрачены 12,5 трлн руб. с начала правления мэра.

Издания отметили, что за десять лет правления Собянина в бюджет Москвы поступили 12,5 трлн руб., что в три раза больше, чем за десятилетку экс-мэра Юрия Лужкова. Основной доход бюджета — налоги москвичей. Город получил от НДФЛ в прошлом году в 2,2 раза больше, чем в 2011 году, при этом сборы налога на прибыль выросли лишь в 1,5 раза. Общий прирост от налогов на прибыль в 2012–2019 годах составил 670 млрд руб., а доходы от НДФЛ — 2 трлн руб. Бюджет Москвы на 2020 год — это треть всех остальных региональных бюджетов вместе взятых.

Благоустроенный вопрос

В 2015 году в столице запустили программу благоустройства «Моя улица». Она обошлась бюджету почти в 200 млрд руб. В 2017 году власти города объявили реновацию стоимостью около 600 млрд руб. На инфраструктуру и благоустройство за десять лет правительство Москвы потратило 8,5 млрд руб., при этом на социальные нужды — 9 трлн руб.

В прошлом году доля соцрасходов в столичном бюджете составила 42 %. Издания подчеркнули, что такое распределение — редкость для региональных бюджетов, поскольку там соцрасходы бюджета составляют 60–70 % и более.

Собянинские стройки

Почти сразу после назначения Собянин начал менять команду. Так, главой департамента городского строительства стал на тот момент министр строительства Татарстана Марат Хуснуллин, чуть позже его повысили до вице-мэра по вопросам градостроительной политики. Руководить департаментом стал менеджер финского энергетического концерна Fortum Андрей Бочкарев. После в правительство Москвы пришло множество казанских чиновников: в числе директоров учреждений и дочерних компаний столичного стройкомплекса оказалось больше 20 человек, ранее занимавших должности в Минстрое, мэрии и строительных компаниях Татарстана.

Другая часть команды Хуснуллина заняла менее заметные, но важные позиции. В 2011 году бывший директор нижнекамского «Нефтегазинжиниринга» Константин Матвеев занял пост директора по строительству АО «Мосинжпроект». На тот момент выручка АО составляла не более 1–5 млрд руб. в год. В 2012 году выручку нарастили до 45 млрд руб. в год, а в 2013 году «Мосинжпроекту» дали крупнейший контракт метрополитена Москвы — 610 млрд руб. для строительства 33 станций метро. Издание подсчитало, что за десять лет при Собянине «Мосинжпроект» получил от Москвы 832 млрд руб. в виде контрактов, а сам раздал их более чем на 1,5 трлн руб.

Топ-10 заказчиков Москвы за последние 10 лет:

Также Forbes и «Проект» назвали крупнейших подрядчиков, принадлежащих правительству Москвы. Лидером стал АО «Мосинжпроект» с поставками в 832 млрд руб. и заказами на 1,5 трлн руб. Далее следует ООО «МИП-Строй № 1» (208 млрд / 15 млрд руб.), АО «Мосметрострой» (с поставками на 154 млрд руб.), АО «УРСТ» (96 млрд / 77 млрд руб.). Пятерку замыкает ООО «УЭЗ-Строй» с поставками на 46 млрд руб. и заказами на 39 млрд руб.

По мнению изданий, распределение контрактов вынесено за пределы московского правительства и его подведомственных учреждений. Это помогает более гибко управлять деньгами и минимизировать внешний контроль.

Москва, подрядчики и АНО

С приходом Собянина крупными распорядителями бюджетных средств в стройкомплексе стали автономные некоммерческие организации (АНО). Так, в 2017 году Московский фонд реновации жилой застройки сразу был зарегистрирован в форме АНО, а его бюджет на 2018–2022 годы составил более 600 млрд руб. (8 млрд долларов). Статус АНО, отметили издания, выводит организацию из-под действия законов о контрактной системе, после чего они могут не размещать закупки, не публиковать контракты, а также не раскрывать своих подрядчиков (то есть не соблюдать 44-й и 223-й законы). Финансирование АНО также проводится через субсидии и вне конкурса.

За 2011–2020 годы бюджет «некоммерческого сектора» Москвы составил 640 млрд руб., или шестую часть всех трат стройкомплекса столицы. К примеру, бюджет АНО «Оргкомитет "Россия-2018"», готовившего ЧМ-2018, — 14 млрд руб.

Похорошела ли Москва?

После стройкомплекса второй по обороту заказчик столицы — комплекс городского хозяйства: департамент ЖКХ и порядка 40 подведомственных ему бюджетных учреждений и акционерных обществ. С 2011 года подчиненные вице-мэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петра Бирюкова потратили более 1,55 трлн руб., более 730 млрд руб. израсходовали районные ГБУ «Жилищник» и «Автомобильные дороги».

Третье место в рейтинге заказчиков занял комплекс транспорта и транспортно-дорожной инфраструктуры — более 1,5 трлн руб. за 10 лет. «Московский метрополитен» потратил при Собянине 1 трлн руб. на закупку вагонов и заказы на ремонт уже работающих станций метро, а Дептранс провел реформу автобусных перевозок. Крупнейшим подрядчиком стал «Трансавтолиз» — 34 млрд руб. за 2011–2020 годы. Он входит в ГК «Автолайн», которая, по данным СМИ, принадлежит экс-предправления банка «Стройкредит» Сергею Моисееву.

Также существенный вклад в обновление внешнего облика Москвы внесли парки и скверы. На их строительство потратили более 300 млрд руб., причем некоторые возведены с нуля (например, «Зарядье» и «Ходынское поле»). В коммунальном комплексе более 160 заказчиков, а треть от общей суммы контрактов исходит от ГБУ «Автомобильные дороги» и АО «Мосводоканал». Forbes и «Проект» подчеркнули, что непрозрачность поставщиков по 223-му закону сделали их неизвестными обладателями контрактов на десятки миллиардов рублей.

Издания отметили, что основа госзаказа Москвы — крупные строительные компании, связанные с мэрией и президентом, а также спрятанные за номиналами и офшорами.

Топ-20 крупнейших столичных подрядчиков без учета компаний, принадлежащих правительству Москвы: