$ 73.75
 86.96
£ 96.21
¥ 69.60
 80.79
GOLD 2035.12
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
рынки

Дорогие авто мчатся без оглядки на кризис

Porsche Taycan. Фото: Manuel Hollenbach / предоставлено пресс-службой Porsche Porsche Taycan. Фото: Manuel Hollenbach / предоставлено пресс-службой Porsche

Mercedes-Benz этим летом ведет настоящее наступление на нишу компактных кроссоверов, не отстает и BMW, обновившая Х6 и запустившая продажи Х7. Очередь на год вперед образовалась на некоторые модели Porsche, Bentley и Rolls-Royce. Вовсю ведется предварительная запись на Audi e-tron. В чем же дело? Неужели покупатели роскоши проспали кризис, разбирался журнал «Компания».

Автомобиль в России всегда был чем-то большим, чем просто средством передвижения. И в нынешний кризис состоятельные покупатели не готовы отказываться от стремления подчеркнуть свой статус с помощью машин премиальных брендов. Об этом говорит статистика продаж: в 2020 году престижные авто демонстрируют меньшее снижение спроса, чем массовый сегмент. Согласно подсчетам аналитического агентства «Автостат», по итогам первого полугодия продажи в массовом сегменте упали почти на четверть — на 24 %, в премиальном секторе снижение составляет около 18 %. 

Альтернативное вложение

В целом премиальный сегмент составляет 9,8 % российского автомобильного рынка. В первой половине текущего года продажи здесь достигли 59,8 тыс. (в массовом сегменте — 548,2 тыс.), и традиционно сектор дорогих машин в России более устойчив к кризисам. «Премиальный сегмент авторынка сейчас демонстрирует характерную "кризисную" динамику: во время экономического спада продажи в премиум-сегменте более стабильны, — говорит Владимир Мирошников, директор по развитию компании "Рольф". — Кроме того, снижение цен на нефть и курса рубля в марте стало стимулом для скорейшей покупки прежде всего для клиентов премиум-класса, которые хотели приобрести свой автомобиль до ожидаемого подорожания».

«В такие периоды премиум-клиенты воспринимают покупку авто как долгосрочную инвестицию наряду с покупкой недвижимости, — соглашается Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс». — Опасения по поводу девальвации рубля и риски инвестирования в инструменты с высокой доходностью заставляют искать альтернативные варианты вложения средств, среди которых оказываются товары длительного пользования».

Ну и, конечно, положение самих клиентов премиального сектора в кризис более устойчивое. «Любой кризис больнее всего бьет по наемным сотрудникам, чей основной доход формируется за счет заработной платы, поэтому падение спроса именно в эконом и среднем ценовом сегменте автомобилей логично. С приходом карантина доходы упали у 58 % работающего населения, общее снижение реальных доходов составило порядка 20–30 %, — отмечает Виталий Манкевич, президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей, — Верхушка же среднего класса, которая покупает автомобили в верхнем ценовом сегменте, получает основную часть доходов от активов: арендной недвижимости, банковских вкладов, ценных бумаг, доли в бизнесе, а эти доходы, в среднем, пострадали меньше, чем зарплаты». 

Немецкое доминирование 

BMW X7 BMW X7

Так на какие авто покупатель не переводится даже в кризис? К премиальному сегменту российского авторынка маркетологи относят 14 автомобильных брендов, самые значимые позиции из них традиционно занимают немецкие марки, которые продолжают показывать высокие результаты и в текущем году. Лидеры, BMW и Mercedes-Benz, за первое полугодие в России продали 17,1 тыс. и 16,2 тыс. машин соответственно. Далее идет японская марка Lexus (8,5 тыс.) и опять немецкая Audi (6,1 тыс.). Замыкает пятерку лидеров шведская Volvo (2,5 тыс.), за которой, впрочем, плотно пристроилась немецкая Porsche (2,3 тыс.)

Топ-10 марок в премиум-сегменте российского авторынка в 2020 году

Что касается динамики продаж, то самой удачливой сейчас смотрится марка Cadillac, которая единственная из всего списка премиальных авто сумела нарастить продажи на 16 %. Остальные в минусе, в меньшей степени сокращение продаж демонстрируют такие бренды, как британский Mini (−7,5 %), японский Lexus (−7,8 %), немецкий Porsche (−11 %). Показатели выше среднерыночного снижения — и у лидеров премиального рынка: BMW, Mercedes-Benz, Audi, у которых снижение составляет 13–15 %. Ну, а больше всего проседают в премиум-сегменте Land Rover (−29 %), Volvo (−35 %), Jaguar (−49 %), Infiniti (−65 %)

Изменение динамики продаж авто премиальных марок в Рос

Лидерам рынка удается удерживать свои позиции за счет активного обновления модельного ряда, которое крупные компании продолжают осуществлять без оглядки на кризис.

Mercedes-Benz этим летом ведет настоящее наступление на нишу компактных кроссоверов: на российский рынок выходит довольно интересная модель Mercedes-Benz GLB по конкурентной цене в 2,5 млн руб., а также дилерам сейчас начинает поступать новый «паркетный» компактный внедорожник Mercedes-Benz GLА по цене от 2,7 млн руб. Ранее BMW обновила свою популярную модель полноразмерного кроссовера Х6 и начала продажи в России большого внедорожника Х7. Audi, в свою очередь, весной этого года привезла в салоны обновленную модель большого кроссовера Q7.

Audi Q7 Audi Q7

«BMW, Audi и Mercedes существенно обновили свои линейки, в том числе в части крупных кроссоверов, что привлекло к ним часть покупателей Volvo и Land Rover», — указывает Михаил Ерцев, операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama. 

Одновременно важным фактором удержания продаж в премиальном сегменте является сравнительно высокая финансовая устойчивость лидирующих компаний-производителей, что позволяет им более гибко подходить к ценообразованию на кризисном рынке и поддерживать спрос путем дисконтов и привлекательных кредитных предложений. «В премиум-сегменте у производителей больше гибкости, нежели в более бюджетном секторе, в первую очередь это связано с финансовыми возможностями производителей, когда рынок во многом формируется объемом поддержек, — указывает Ренат Тюктеев, директор автосалона "Ауди.Авилон". — Ну, а более болезненно реагируют на колебания рынка те марки автомобилей, которые не являются локомотивами в сегменте. Как правило, ограничение стоков несет за собой меньшую гибкость в дисконтах. Инерция в продажах, например, Infiniti сильно отличается от объемов реализации немецких производителей, чью динамику не так-то просто замедлить». 

Дефицитный премиум

Устойчивый спрос на премиальные автомобили в кризис привел к тому, что некоторые модели и модификации дорогих машин даже оказались в дефиците. По словам дилеров, очень мало на складах осталось ходовой модели BMW X1, не хватает бензиновых комплектаций внедорожника Mercedes-Benz GLS: в наличии — только варианты с дизельными моторами.

«Уже сегодня наметился дефицит на отдельные комплектации моделей премиального сегмента, — признаёт Владимир Мирошников из "Рольфа". — Этот дефицит сохранится и в третьем квартале, причем со склада будут "вымываться" прежде всего самые востребованные комплектации и цвета». «Очереди на некоторые автомобили премиум- и люкс-сегмента образовались до мая 2021 года — например, это относится к таким моделям, как Porsche Taycan, Mercedes GLS, Bentley Bentayga, Rolls-Royce Cullinan», — подтверждает Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам группы компаний «АвтоСпецЦентр».

Отчасти дефицит на некоторые модели спровоцировала связанная с пандемией приостановка производственных процессов на заводах. Также Виталий Манкевич видит причины дефицита в консервативности покупателей машин этого сегмента: «Автовладельцы, приверженные одной марке и одной модели, покупают новое авто и пользуются им до тех пор, пока не выйдет обновленная версия автомобиля. Так, любители BMW X6 редко когда пересаживаются на Mercedes GLE, а любители Audi A6 могут менять его только на новые модели A7 или A8. Сейчас состоялась премьера нового Mercedes-Benz S-Class (W223) и BMW 4-й серии, и мы ожидаем, что, как только автомобили поступят в продажу, на них мгновенно сформируется очередь, которая обычно составляет 1-2 месяца». 

Электрический удар

Mercedes EQC Mercedes EQC

Заметным трендом текущего года должно стать появление в премиум-сегменте электрических моделей (до сих пор в России официально продавался только один премиальный электрокар — Jaguar I-Pace). Речь идет, в частности, об электрическом кроссовере Audi e-tron, заказы на который уже начали принимать в России. На российском рынке модель будет представлена в единственной модификации 55 quattro, мощность двух электродвигателей здесь составляет 360 л.с., аккумуляторы имеют запас хода до 410 км, заявленная цена на новинку составляет 5,59 млн руб.

Обещают в текущем году выезд на российский рынок еще одного полностью электрического премиального кроссовера Mercedes-Benz EQC (480 л.с., запас хода — 480 км, предполагаемая цена — около 7 млн руб.).

Но настоящий ажиотаж в России вызвал ожидаемый дебют электрического суперкара Porsche Taycan, заказы на который уже можно разместить у дилера. Новинка будет поставляться в Россию в трех модификациях (4S, Turbo и Turbo S, цена от 7,3 млн руб.), последняя из них — это настоящая электрическая ракета, которая имеет впечатляющую мощность в 761 л.с. и разгоняется до 100 км/ч всего за 2,8 секунды.

Представители компании «АвтоСпецЦентр» рассказали «Ко», что только в их дилерском центре уже размещено более сотни заказов на эту модель. «Этой весной в России отменена пошлина на электромобили, за счет этого цены для авто на электрическом ходу для данного сегмента будут лишь несколько выше, чем на схожие бензиновые модели, что станет стимулом к их приобретению», — говорит Константин Авакян из «АвтоСпецЦентр». Впрочем, пока о широком распространении электрокаров в России даже в премиальном сегменте говорить еще рано. «Давать оптимистичный прогноз по развитию рынка электромобилей пока еще рано, все же для этого нужна нормальная инфраструктура, которой пока нет», — указывает Денис Голосюк, технический директор федерального агрегатора служб эвакуации и технической помощи «МЭТР».

Ну, а премиальный сегмент в целом хоть будет пока проседать в продажах, однако не так катастрофично, как другие сегменты авторынка. Эксперты полагают, что по итогам года российский рынок ждет падение на 30–50 %, до отметки в менее 1 млн автомобилей, при этом премиальный сегмент упадет на 15–20 %, до показателя в110 тыс. единиц.