Дорогие авто мчатся без оглядки на кризис

Mercedes-Benz этим летом ведет настоящее наступление на нишу компактных кроссоверов, не отстает и BMW, обновившая Х6 и запустившая продажи Х7. Очередь на год вперед образовалась на некоторые модели Porsche, Bentley и Rolls-Royce. Вовсю ведется предварительная запись на Audi e-tron. В чем же дело? Неужели покупатели роскоши проспали кризис, разбирался журнал «Компания».
Автомобиль в России всегда был чем-то большим, чем просто средством передвижения. И в нынешний кризис состоятельные покупатели не готовы отказываться от стремления подчеркнуть свой статус с помощью машин премиальных брендов. Об этом говорит статистика продаж: в 2020 году престижные авто демонстрируют меньшее снижение спроса, чем массовый сегмент. Согласно подсчетам аналитического агентства «Автостат», по итогам первого полугодия продажи в массовом сегменте упали почти на четверть — на 24 %, в премиальном секторе снижение составляет около 18 %.
Альтернативное вложение
В целом премиальный сегмент составляет 9,8 % российского автомобильного рынка. В первой половине текущего года продажи здесь достигли 59,8 тыс. (в массовом сегменте — 548,2 тыс.), и традиционно сектор дорогих машин в России более устойчив к кризисам. «Премиальный сегмент авторынка сейчас демонстрирует характерную "кризисную" динамику: во время экономического спада продажи в премиум-сегменте более стабильны, — говорит Владимир Мирошников, директор по развитию компании "Рольф". — Кроме того, снижение цен на нефть и курса рубля в марте стало стимулом для скорейшей покупки прежде всего для клиентов премиум-класса, которые хотели приобрести свой автомобиль до ожидаемого подорожания».
«В такие периоды премиум-клиенты воспринимают покупку авто как долгосрочную инвестицию наряду с покупкой недвижимости, — соглашается Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс». — Опасения по поводу девальвации рубля и риски инвестирования в инструменты с высокой доходностью заставляют искать альтернативные варианты вложения средств, среди которых оказываются товары длительного пользования».
Ну и, конечно, положение самих клиентов премиального сектора в кризис более устойчивое. «Любой кризис больнее всего бьет по наемным сотрудникам, чей основной доход формируется за счет заработной платы, поэтому падение спроса именно в эконом и среднем ценовом сегменте автомобилей логично. С приходом карантина доходы упали у 58 % работающего населения, общее снижение реальных доходов составило порядка 20–30 %, — отмечает Виталий Манкевич, президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей, — Верхушка же среднего класса, которая покупает автомобили в верхнем ценовом сегменте, получает основную часть доходов от активов: арендной недвижимости, банковских вкладов, ценных бумаг, доли в бизнесе, а эти доходы, в среднем, пострадали меньше, чем зарплаты».
Немецкое доминирование

Так на какие авто покупатель не переводится даже в кризис? К премиальному сегменту российского авторынка маркетологи относят 14 автомобильных брендов, самые значимые позиции из них традиционно занимают немецкие марки, которые продолжают показывать высокие результаты и в текущем году. Лидеры, BMW и Mercedes-Benz, за первое полугодие в России продали 17,1 тыс. и 16,2 тыс. машин соответственно. Далее идет японская марка Lexus (8,5 тыс.) и опять немецкая Audi (6,1 тыс.). Замыкает пятерку лидеров шведская Volvo (2,5 тыс.), за которой, впрочем, плотно пристроилась немецкая Porsche (2,3 тыс.)

Что касается динамики продаж, то самой удачливой сейчас смотрится марка Cadillac, которая единственная из всего списка премиальных авто сумела нарастить продажи на 16 %. Остальные в минусе, в меньшей степени сокращение продаж демонстрируют такие бренды, как британский Mini (−7,5 %), японский Lexus (−7,8 %), немецкий Porsche (−11 %). Показатели выше среднерыночного снижения — и у лидеров премиального рынка: BMW, Mercedes-Benz, Audi, у которых снижение составляет 13–15 %. Ну, а больше всего проседают в премиум-сегменте Land Rover (−29 %), Volvo (−35 %), Jaguar (−49 %), Infiniti (−65 %)

Лидерам рынка удается удерживать свои позиции за счет активного обновления модельного ряда, которое крупные компании продолжают осуществлять без оглядки на кризис.
Mercedes-Benz этим летом ведет настоящее наступление на нишу компактных кроссоверов: на российский рынок выходит довольно интересная модель Mercedes-Benz GLB по конкурентной цене в 2,5 млн руб., а также дилерам сейчас начинает поступать новый «паркетный» компактный внедорожник Mercedes-Benz GLА по цене от 2,7 млн руб. Ранее BMW обновила свою популярную модель полноразмерного кроссовера Х6 и начала продажи в России большого внедорожника Х7. Audi, в свою очередь, весной этого года привезла в салоны обновленную модель большого кроссовера Q7.

«BMW, Audi и Mercedes существенно обновили свои линейки, в том числе в части крупных кроссоверов, что привлекло к ним часть покупателей Volvo и Land Rover», — указывает Михаил Ерцев, операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama.
Одновременно важным фактором удержания продаж в премиальном сегменте является сравнительно высокая финансовая устойчивость лидирующих компаний-производителей, что позволяет им более гибко подходить к ценообразованию на кризисном рынке и поддерживать спрос путем дисконтов и привлекательных кредитных предложений. «В премиум-сегменте у производителей больше гибкости, нежели в более бюджетном секторе, в первую очередь это связано с финансовыми возможностями производителей, когда рынок во многом формируется объемом поддержек, — указывает Ренат Тюктеев, директор автосалона "Ауди.Авилон". — Ну, а более болезненно реагируют на колебания рынка те марки автомобилей, которые не являются локомотивами в сегменте. Как правило, ограничение стоков несет за собой меньшую гибкость в дисконтах. Инерция в продажах, например, Infiniti сильно отличается от объемов реализации немецких производителей, чью динамику не так-то просто замедлить».
Дефицитный премиум
Устойчивый спрос на премиальные автомобили в кризис привел к тому, что некоторые модели и модификации дорогих машин даже оказались в дефиците. По словам дилеров, очень мало на складах осталось ходовой модели BMW X1, не хватает бензиновых комплектаций внедорожника Mercedes-Benz GLS: в наличии — только варианты с дизельными моторами.
«Уже сегодня наметился дефицит на отдельные комплектации моделей премиального сегмента, — признаёт Владимир Мирошников из "Рольфа". — Этот дефицит сохранится и в третьем квартале, причем со склада будут "вымываться" прежде всего самые востребованные комплектации и цвета». «Очереди на некоторые автомобили премиум- и люкс-сегмента образовались до мая 2021 года — например, это относится к таким моделям, как Porsche Taycan, Mercedes GLS, Bentley Bentayga, Rolls-Royce Cullinan», — подтверждает Константин Авакян, руководитель проектов по бизнес-процессам группы компаний «АвтоСпецЦентр».
Отчасти дефицит на некоторые модели спровоцировала связанная с пандемией приостановка производственных процессов на заводах. Также Виталий Манкевич видит причины дефицита в консервативности покупателей машин этого сегмента: «Автовладельцы, приверженные одной марке и одной модели, покупают новое авто и пользуются им до тех пор, пока не выйдет обновленная версия автомобиля. Так, любители BMW X6 редко когда пересаживаются на Mercedes GLE, а любители Audi A6 могут менять его только на новые модели A7 или A8. Сейчас состоялась премьера нового Mercedes-Benz S-Class (W223) и BMW 4-й серии, и мы ожидаем, что, как только автомобили поступят в продажу, на них мгновенно сформируется очередь, которая обычно составляет 1-2 месяца».
Электрический удар

Заметным трендом текущего года должно стать появление в премиум-сегменте электрических моделей (до сих пор в России официально продавался только один премиальный электрокар — Jaguar I-Pace). Речь идет, в частности, об электрическом кроссовере Audi e-tron, заказы на который уже начали принимать в России. На российском рынке модель будет представлена в единственной модификации 55 quattro, мощность двух электродвигателей здесь составляет 360 л.с., аккумуляторы имеют запас хода до 410 км, заявленная цена на новинку составляет 5,59 млн руб.
Обещают в текущем году выезд на российский рынок еще одного полностью электрического премиального кроссовера Mercedes-Benz EQC (480 л.с., запас хода — 480 км, предполагаемая цена — около 7 млн руб.).
Но настоящий ажиотаж в России вызвал ожидаемый дебют электрического суперкара Porsche Taycan, заказы на который уже можно разместить у дилера. Новинка будет поставляться в Россию в трех модификациях (4S, Turbo и Turbo S, цена от 7,3 млн руб.), последняя из них — это настоящая электрическая ракета, которая имеет впечатляющую мощность в 761 л.с. и разгоняется до 100 км/ч всего за 2,8 секунды.
Представители компании «АвтоСпецЦентр» рассказали «Ко», что только в их дилерском центре уже размещено более сотни заказов на эту модель. «Этой весной в России отменена пошлина на электромобили, за счет этого цены для авто на электрическом ходу для данного сегмента будут лишь несколько выше, чем на схожие бензиновые модели, что станет стимулом к их приобретению», — говорит Константин Авакян из «АвтоСпецЦентр». Впрочем, пока о широком распространении электрокаров в России даже в премиальном сегменте говорить еще рано. «Давать оптимистичный прогноз по развитию рынка электромобилей пока еще рано, все же для этого нужна нормальная инфраструктура, которой пока нет», — указывает Денис Голосюк, технический директор федерального агрегатора служб эвакуации и технической помощи «МЭТР».
Ну, а премиальный сегмент в целом хоть будет пока проседать в продажах, однако не так катастрофично, как другие сегменты авторынка. Эксперты полагают, что по итогам года российский рынок ждет падение на 30–50 %, до отметки в менее 1 млн автомобилей, при этом премиальный сегмент упадет на 15–20 %, до показателя в110 тыс. единиц.
Еще по теме



