Top.Mail.Ru
архив

Его личный Indepedent

Самый богатый ирландец Энтони O’Рейли (по оценке журнала Forbes, его личное состояние – $2 млрд) долгие годы возглавлял американскую продовольственную компанию H.J. Heinz, снискав себе славу одного из самых талантливых топ-менеджеров. На заработанные в H.J. Heinz деньги О’Рейли построил собственную бизнес-империю. Его интересы простираются от газетного бизнеса до производства фарфора и добычи полезных ископаемых.

В прессе 65-летнего Энтони O’Рейли до сих пор называют просто Тони. Он родился в Дублине. Его матерью была гражданская жена крупного ирландского политика, который так и не решился развестись с законной супругой. Высшее образование юноша получил в дублинском Бельведерском колледже, а позже – в школе права. Первой его профессией был спорт. O’Рейли-регбист сыграл 29 матчей за сборную Ирландии, но серьезная травма плеча помешала ему продолжить спортивную карьеру, и Тони вернулся к изучению права. В 1962 году O’Рейли пригласили возглавить компанию, занимавшуюся экспортом молочных продуктов. Он сделал всемирным хитом ирландское масло, придумав брэнд Kerrygold и предложив для наглядности заворачивать продукт в золотую фольгу. В 1969 году 33-летнему O’Рейли предложили пост управляющего британским отделением Heinz. O’Рейли долго не соглашался, поскольку не хотел переезжать в Америку (это было одним из условий работодателя). Берт Гукин, тогдашний СЕО компании, все же уговорил упрямого ирландца, но O’Рейли согласился перейти в Heinz лишь после того, как выторговал себе право на иные деловые интересы помимо работы в компании. Это соглашение и позволило O’Рейли постепенно вырасти в магната мирового уровня, имеющего разнообразные компании во многих уголках планеты.

Жизнь на широкую ногу

На карьеру в Heinz O’Рейли грех жаловаться. В 1973 году он стал президентом и СОО всей компании, а в 1979-м – ее генеральным директором. Уже тогда Heinz была постоянным фигурантом рейтингов лучших компаний США, публикуемых журналом Fortune. Однако до O’Рейли Heinz не использовала многих потенциальных возможностей для роста, оставаясь уважаемой, но довольно старомодной и консервативной компанией. O’Рейли же превратил Heinz в мультинациональную империю. За 18 лет «ирландского правления» объем продаж компании увеличился с $900 млн в 1979 году до $12,5 млрд в 1997-м, когда О’Рейли ушел со своего поста. O’Рейли активно приобретал зарубежные пищевые компании, что помогло Heinz стать лидером во многих сегментах рынка. При нем компания начала освоение Африки, Китая и Восточной Европы. Также O’Рейли прославился своим умением находить и переманивать на работу в Heinz лучших менеджеров из других компаний. Несомненные заслуги O’Рейли перед Heinz оплачивались соответствующим образом. Только за последние шесть лет своего пребывания в компании ирландец заработал $182,9 млн, что позволило ему занять место в первой пятерке самых высокооплачиваемых топ-менеджеров США и мира того времени. (Подробнее о зарплатах ведущих CEO мира читайте в этом номере «Ко» в рубрике «Маркетинг».) Однако наряду с этим O’Рейли удостоился и весьма сомнительного титула: журнал Business Week назвал его одним из пяти «самых прижимистых СЕО», которые регулярно «недодают» акционерам дивиденды. Чтобы прийти к такому выводу, аналитикам журнала было достаточно сравнить кривую роста дивидендов на одну акцию Heinz с кривой роста курса акций в индексе Standard & Poor. Последняя была существенно выше. В связи с этим журнал намекнул, что менеджеру платят большие деньги за звездный статус, а не за реальные достижения. Эта публикация вызвала волну критику в адрес О’Рейли (ставшего, кстати, за годы своего руководства самым крупным индивидуальным акционером Heinz) со стороны инвесторов компании. Возможно, именно из-за этого О’Рейли в 1997 году принял решение сложить с себя полномочия СЕО и передать их Уильяму Джонсону. Планировалось, что в конце 2000 года ирландец уйдет и с поста председателя правления компании (он занял его в 1987 году после кончины правнука основателя компании), однако пока этого не произошло.

 Друг Манделы

Отход от активного руководства Heinz не оставил O’Рейли без работы. Соглашение, которое он когда-то заключил с потенциальным работодателем, позволяло ему все эти годы успешно заниматься собственным бизнесом. Ядром империи О’Рейли является самая влиятельная в Ирландии медиа-группа – Independent News & Media (прежнее название – Independent Newspapers). Эта компания была создана достаточно давно – в 1905 году, но вплоть до 1973 года оставалась рядовой ирландской издательской фирмой. А в 1973-м на нее обратил внимание Энтони O’Рейли. Он инвестировал в Independent Newspapers достаточно средств, чтобы получить контроль над ее деятельностью, и начал продвигать компанию на мировом рынке СМИ. Как полагают исследователи, под руководством О’Рейли Independent News & Media прошла традиционный путь, характерный для ирландских мультинациональных компаний вроде Guinness. Первым шагом на этом пути обычно является завоевание доминирующей позиции на домашнем рынке. Этого Independent Newspapers смогла достичь уже в 1978 году, когда принадлежащая группе газета Sunday Independent опередила конкурирующую Sunday Press по объему читательской аудитории. Узнав об этом, практически все рекламодатели переметнулись на сторону Sunday Independent. От этого удара конкуренты оправиться так и не смогли. В том же 1978 году Independent Newspapers получила контроль над газетой Sunday World, что позволило группе стать лидером на традиционно привлекательном рынке воскресных изданий. Конкуренты – та же группа The Press – пытались бороться с компанией O’Рейли в этом сегменте до 1995 года, однако падение интереса рекламодателей в конце концов выбило их и из этого сегмента. Закрепившись дома, Independent Newspapers приступила к постепенному освоению иностранных территорий. Началось оно в 1979 году с покупки французского производителя постеров, а продолжилось приобретением мексиканского агентства по наружной рекламе, нескольких компьютерных журналов и региональных газет в Англии и Португалии. Чуть позже O’Рейли начал проникновение в Австралию: для начала он приобрел там еще одно агентство по наружной рекламе, а затем за несколько лет сосредоточил в своих руках около трети всех акций APN – крупнейшего издателя региональных газет на Зеленом континенте. Эти пробные шаги O’Рейли делал очень осторожно, стараясь не привлекать к себе лишнего внимания, и в полный голос о своих глобальных амбициях заявил только в 1994 году. Первой страной, куда он стал вкладывать деньги не от случая к случаю, а целенаправленно, стала ЮАР, которая только-только начала освобождаться от режима апартеида. Возможно, этот выбор был продиктован не только деловым расчетом, но и политическими связями самого O’Рейли. Еще в 1991 году он познакомился с Нельсоном Манделой и пригласил его выступить перед бизнесменами в университете Питсбурга, где располагается штаб-квартира Heinz. Спустя несколько лет дружба с Манделой здорово помогла O’Рейли в борьбе за рынок южноафриканской прессы. В 1994 году Independent Newspapers приобрела две трети акций компании Argus, которая контролировала 50% всего рынка СМИ. Все 14 изданий, принадлежавших группе, подверглись основательной реконструкции, результатом которой стал резкий взлет тиражей и общей прибыли. Сейчас англоязычные газеты O’Рейли являются ведущими в большинстве городов ЮАР. Правда, почти все прибыли, полученные от успеха в Южной Африке, были съедены хроническими неудачами лондонской газеты The Independent. В начале 90-х O’Рейли заплатил 23 млн фунтов стерлингов за 30-процентный пакет акций этой уважаемой газеты, а в 1998 году стал ее единоличным владельцем. К сожалению для O’Рейли, The Independent, относящаяся к категории качественных изданий, не принесла ему пока ничего, кроме убытков, которые одно время достигали уровня 1 млн фунтов стерлингов в месяц. Но самую обширную зарубежную экспансию Independent Newspapers осуществила в Новой Зеландии. В 1995 – 1996 годах O’Рейли выложил около 400 млн фунтов стерлингов за 85% акций компании Whilson & Horton, которая занимает на медийном рынке Новой Зеландии столь же крепкие позиции, как сама Independent Newspapers – в Ирландии. В 2000 году Independent Newspapers удалось провернуть еще одну весьма выгодную сделку: за 300 млн фунтов стерлингов была куплена компания Belfast Telegraph, которая является самой крупной газетной группой в Северной Ирландии. Несмотря на противодействие ольстерских юнионистов, O’Рейли добился одобрения сделки со стороны британского правительства. Так портфель издательских брэндов О’Рейли пополнился еще несколькими популярными газетами, а Independent News & Media стала монополистом на рынках обеих Ирландий. Важно отметить и тот факт, что эта покупка позволила компании в 2000 году добиться ощутимого увеличения прибыли по сравнению с годом предыдущим.

Семейные ценности

Энтони O’Рейли занимается не только издательским бизнесом. Он также является главой промышленного холдинга Fitzwilton, который, в свою очередь, является крупнейшим акционером компании Waterford Wedgewood – знаменитом на весь мир производителе хрустальных и фарфоровых изделий. Сейчас через Waterford Wedgewood О’Рейли пытается выйти на рынок товаров роскоши, где доминируют LVMH и Gucci. Плюс к этому O’Рейли является главным акционером Arcon International Resources – горнодобывающей и геологоразведочной компании, которая занимается разработкой цинкового месторождения в Ирландии. Генеральным директором этой фирмы является один из его сыновей – Тони O’Рейли-младший. Да и другие шестеро детей О’Рейли при деле. Гэвин О’Рейли руководит операциями Independent Newspapers в Ирландии. Третий сын – Кэмерон долгое время работал в Goldman Sachs, а сейчас блюдет интересы отца в Южной Африке. По утверждениям сыновей, отец всегда внушал им, что должности, которые они занимают, – это не синекура и что они руководят публичными, а не семейными компаниями. Это означает, что, если кто-либо из них не будет справляться со своими обязанностями, его без колебаний сместят. Но пока все сыновья справляются. Из дочерей O’Рейли одна работает юристом, другая пилотом (!) и только третья выбрала «карьеру» домохозяйки. Вторым браком Тони O’Рейли женат на Крис Гуландрис, семья которой владела миллиардным судостроительным бизнесом в Греции. Крис унаследовала немалую часть фамильного состояния, что позволило ей долгое время сохранять за собой титул самой богатой женщины Великобритании: Гуландрис почти в два раза богаче королевы Елизаветы II. Говорят также, что Крис, которая примерно одних лет с мужем, очень умна и не стесняется демонстрировать это на людях. Не так давно Крис сделала крупное пожертвование одному из театров Питсбурга, поставив при этом условие: театру должны присвоить имя ее супруга. Тони в долгу не остался – на аукционе он приобрел для жены обручальное кольцо, которое Аристотель Онассис в свое время подарил Жаклин Кеннеди. Кольцо, украшенное бриллиантом в 40 карат, обошлось O’Рейли в $2,6 млн. А в конце прошлого года O’Рейли получил право прибавлять к своему имени почетную приставку «сэр». За многолетнюю благотворительную деятельность королева Великобритании Елизавета II пожаловала ему рыцарский титул.

Еще по теме