Top.Mail.Ru
архив

Экономика и патриотизм

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), экономический рост в России существенно замедлится в 2003 году. При этом специалисты ОЭСР не сомневаются в том, что экономики стран, входящих в организацию, свой уже начавшийся спад благополучно переживут. Меньше всего проблем, по мнению экспертов ОЭСР, будет у Китая, как и Россия, в организацию не входящего. После вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) в Китай пошли серьезные иностранные инвестиции, которые и обеспечат стабильный рост экономических показателей. Поэтому и России вступать в ВТО надо. Несмотря на то что большинство населения вряд ли знает что это такое, а часть его продолжает думать, что это Всероссийское театральное общество. А вступать во Всемирную торговую организацию – значит в том числе и существенно корректировать протекционистские меры, а проще говоря, облегчить доступ иностранным инвестициям и товарам на внутренний российский рынок, в том числе и путем снижения таможенных пошлин. Вот тут слышится недовольный стон некоторых отечественных товаропроизводителей: придут, задушат, лишат национальной индустрии.

Существуют три основные мотивации, по которым потребитель предпочтет отечественный товар: цена, качество (необходимые потребительские характеристики) и недавно появившееся в России понятие «соотношение цена – качество». Есть еще четвертая, внеэкономическая мотивация – патриотизм. Это понятно, когда речь идет о культурных или исторических традициях, и кто-то всегда предпочтет натуральную елку модной искусственной из Европы, а валенки – альпинам. Но вот что касается, например, бытовой электротехники, обуви и тем более автомобилей, одного патриотизма будет явно недостаточно.

Объяснить автолюбителю, почему он не может выбирать между новыми «Жигулями» и подержанной иномаркой той же стоимости, не сможет даже главный лоббист автомобильных пошлин г-н Каданников. Так же как и прекратить знаменитый русский тюнинг, когда подавляющее большинство сошедших с конвейера «ВАЗов» владельцам приходится тут же ставить на доводку и докрутку тяг, креплений и болтов. Если иномарка настолько стара, что загрязняет окружающую среду и затрудняет движение, то есть специальные службы, которые должны не допустить его на дорогу: экологическая милиция и прокуратура, а также автоинспекция. Если автомобиль в полном порядке – оставим его возраст в покое. Аргумент противников известен: вот понавезут, потом повыбрасывают – свалка будет, а не город. Если негодные машины не будут выпускаться на дорогу, то ввозить их перестанут. Это в первую очередь вопрос нормального техосмотра по установленным, а не «платным» правилам. Давайте лучше вспомним, что ни в одной столице сколько-нибудь уважающей себя развитой державы не может быть не только двух, как в Москве, но и даже одного автозавода. А у нас есть, и они продолжают украшать город, поскольку московское правительство, руководимое г-ном Лужковым, как известно, имеет свои, нетрадиционные представления обо всех существующих на свете предметах.

Тем не менее, хотя вступать в ВТО надо, поддерживать отечественную промышленность, как это ни печально для потребителя, тоже, безусловно, необходимо. Столь же необходимо, чтобы государство, защищая свою промышленность, помнило и о правах потребителей – своих, между прочим, граждан. Поэтому одновременно с защитительными таможенными пошлинами на столь же жесткой законодательной основе, а главное, так же последовательно и неуклонно следует обязать производителя гарантировать качество и заявленный набор потребительских свойств.

Жить по средствам пристало и государству, и его гражданам. Если российский товар дешевле импортного и потому для многих доступнее, это не значит, что он может быть непригоден к употреблению. Более того, он должен содержать весь набор потребительских свойств: обувь не промокать и не натирать ногу, телевизор синее небо показывать синим, а не зеленым, газовая колонка греть воду, а не воздух и т.п.

И если торговые организации передадут, например, тому же г-ну Каданникову несколько сотен исков, полученных от покупателей и поддержанных ГОСУДАРСТВОМ в лице, скажем, прокуратуры (руководителей которой по этому поводу можно будет освободить от больших телевизионных нагрузок), то, возможно, этому крупному руководителю придет в голову попробовать спускать с конвейера полностью пригодные к эксплуатации автомобили. И именно на это направить существенную часть той самой энергии, которая затрачивается на пробивание таможенных пошлин.

Еще по теме