Top.Mail.Ru
бизнес на правах рекламы

Эволюция продаж автомобилей: от талонов до цифровых витрин

бизнес на правах рекламы
19.12.202213:18
Фото: пресс-служба АВТОВАЗ Фото: пресс-служба АВТОВАЗ

С момента появления первых автомобилей в конце XIX века их роль в жизни человека изменилась невероятным образом. 150 лет назад «самоходные экипажи» были небывалой роскошью, которую могли себе позволить единицы, большинство же пользовались поездами и лошадьми. Шло время, на прибыльный рынок авто стали выходить все новые производители, сборка машин встала на поток. Повсеместно начали открываться автосалоны и дилерские центры. Из невероятной диковинки «самоходный экипаж» превратился в неотъемлемую часть повседневной жизни. Как мир прошел путь от годовых очередей за авто до покупки машины за пару кликов в шоуруме — в материале «Компании». 

Время первых

Согласно статистике, у каждого третьего россиянина есть личный автомобиль. Так, по итогам 2021 года, на 147 миллионов граждан РФ было зарегистрировано 45,5 миллиона легковых автомобилей. При этом на отечественные марки пришлось 34,4% парка, где LADA — безоговорочный лидер. Но так было не всегда. 

Свободная продажа автомобилей в частные руки в СССР началась с 1 сентября 1948 года. В Москве свои двери распахнул первый в стране специализированный магазин «Автомобили», который находился в старинном двухэтажном доме по адресу: улица Бакунинская, 21. Там в большом зале на подиуме стояли сверкающие «Москвич-401», «Победа» и шестиместный линкор ЗИМ — гордость советского автопрома. Известный актер и режиссер Александр Ширвиндт впоследствии рассказывал, что ходил на Бакунинскую как в галерею: смотреть, восхищаться и мечтать.

С утра до вечера у магазина стояла целая толпа: люди записывались в очередь на машины. При этом на ожидание своего железного коня порой уходили годы. За это время модель успевала обновиться, а цена — вырасти.

В 1960-1980-х годах автомобили начали выдавать советским гражданам по специальным талонам, которые давали право на покупку машины по льготным условиям. В первую очередь такие талоны получали передовики производства и ветераны.

С приходом 90-х распространенную практику получил перегон автомобилей. В стране начали появляться иномарки из США, Европы и Азии. Среди первых моделей были Ford Sierra, Ford Scorpio, Volkswagen Passat, Audi 80, Toyota Carina и Toyota Corona.

В 1992 году в России появился первый официальный дилер Mercedes-Benz. К 2010-му в стране насчитывалось уже порядка 3,5 тысячи автодилерских центров. А общий парк составил около 41 миллиона автомобилей.

LADAФото: Экспортная реклама автомобилей СССР

Назад в будущее

В XXI веке личный автомобиль — уже история не про роскошь, а комфорт. Желая сделать процесс подбора доступнее и удобнее, производители все чаще стали обращаться к высоким технологиям.

Начиная с 2015 года в России появляются проекты дистанционного выбора и покупки автомобилей. С ними экспериментировали корейские и европейские бренды. Так, в 2016 году свой онлайн-шоурум открыла «Renault Россия», в прошлом году онлайн-продажи на отечественном рынке запустила Hyundai.

Онлайн-магазины брендов работали по схожей схеме. Для того чтобы забронировать подходящий автомобиль, клиенту необходимо было внести залог. После этого с покупателем связывался представитель компании. На погашение полной суммы клиенту давалось около недели. После оплаты человек мог забрать автомобиль в дилерском центре. Немецкий Volkswagen, в свою очередь, экспериментировал с цифровыми шоурумами. Бренд предлагал клиентам вывести заранее сконфигурированный на сайте автомобиль на большой экран в дилерском центре. 

Тем не менее новые форматы требовали привыкания публики и технической доработки. Так, например, для покупки автомобиля Hyundai через онлайн-шоурум необходима изрядная сноровка и крепкая нервная система: бренд обновлял информацию о доступных машинах ночью, при этом бронировали их за считаные секунды.

Автосалон LADAФото: пресс-служба АВТОВАЗ

Шаг вперед

Ошибки пионеров постаралась учесть LADA — в 2022 году компания представила свою онлайн-витрину новых авто, которые есть в наличии у официальных дилеров на территории России. Главная особенность: весь путь — от выбора машины до финальной сделки — можно совершить дистанционно. Уже сейчас на площадке представлено более тысячи предложений в разных регионах страны.

«Отвечая на запросы рынка, мы внедряем все больше технологичных решений не только в продуктовую линейку, но и в те сервисы, которыми пользуются наши клиенты. Мы понимаем, что время — самый ценный ресурс, и мы стремимся минимизировать временные затраты покупателей на поиски автомобиля. Поэтому при разработке платформы онлайн-продаж мы сделали акцент на моментальном бронировании «живого» автомобиля и возможности его дистанционной оплаты. Запуск глобального онлайн-решения является актуальным как для России — страны с большими расстояниями, так и для LADA — российского бренда с самой развитой дилерской сетью»

— Дмитрий Костромин, вице-президент по продажам и маркетингу АВТОВАЗа

Цифровая витрина LADA позволяет подобрать автомобиль по выставленным фильтрам (модель, желаемый регион и населенный пункт, наличие той или иной опции, цена, действующие спецпредложения) и сразу его забронировать. При этом предоплата и наличие одобренного кредита не требуются. Выбрав подходящее авто, клиент может дополнить его аксессуарами и применить к заказу скидки и спецпредложения. Сервис также предлагает возможность покупки в трейд-ин. В таком случае будет произведена предварительная оценка заданного автомобиля.

NivaФото: пресс-служба АВТОВАЗ

После авторизации в личном кабинете пользователь бронирует машину, и заказ отправляется дилеру. Согласовав с персональным менеджером условия сделки, авто можно оплатить онлайн полностью или частично. Сервис гарантирует безопасность транзакций. Остался последний шаг — получить заветный автомобиль в дилерском центре.

Онлайн-шопинг позволяет потребителю экономить свой самый драгоценный ресурс — время. Сегодня любой товар можно заказать через интернет: продукты питания, лекарства, мебель. Теперь этот список пополнил и автомобиль: пара кликов — и он уже ваш.


Реклама АО «АВТОВАЗ»

Токен: Pb3XmBtztCVFiHiWkbiR9PHY5ZuZHmeZEWH5fca

Еще по теме