Top.Mail.Ru
архив

Европейская Азия

ТРИ СТАРУШКИ, укутанные в поношенные цветастые платки, распевают русские народные песни у подземного перехода на Невском проспекте. Переход ведет к недавно отреставрированному Гостиному двору, которому недавно исполнилось 250 лет. На противоположном конце подземного перехода какой-то молодой парень азиатской наружности со следами ожогов на лице виртуозно исполняет на гитаре меланхолическую испанскую мелодию...

Один из последних дней визита итальянского президента Карло Адзелио Чампи в Россию. В Санкт-Петербурге во время посещения Эрмитажа он произнес вдохновенную речь, в которой напомнил как россиянам, так и европейцам, что российские города на побережье Тихого океана являются "европейскими по своим традициям и культуре", что "благодаря российской культуре приметы общеевропейской культуры ощущаются в Иркутске, Хабаровске, Владивостоке во всей своей непосредственности".

Все эти города расположены за много тысяч километров от Европы, на самом краю Азии, но действительно являются европейскими по своим традициям и культуре. Эти, несомненно, справедливые слова из уст западного европейца не только дань уважения российской культуре. Эти слова - своего рода бальзам для национальной гордости россиян, не раз ущемлявшейся Западом за последние годы.

И все-таки даже здесь, в Санкт-Петербурге, основав который Петр I, по словам Пушкина, "в Европу прорубил окно", ощущается присутствие Азии. Ощущается именно та двойственность России, которая отражена в ее историческом символе - двуглавом орле, головы которого повернуты на запад и восток.

Конечно, надо только приветствовать, что Запад начинает осознавать и признавать принадлежность России к Европе. Но попытка измерить Россию только западноевропейским аршином может привести в будущем к очередному разочарованию. Да, в словах президента Италии мы слышим уважение, которого не было во все эти годы "американизации" России, когда от нее не требовалось ничего другого, кроме беспрекословного подчинения Западу. Но приблизиться к пониманию России можно только через признание ее многообразия.

Россия - это не Европа и не Азия, а тот самый мост, которым и Европа, и Азия должны воспользоваться для будущего окончательного слияния в новой общечеловеческой цивилизации.

В тот же день, когда Чампи произносил свою речь в Эрмитаже, в Мариинском театре шли одноактные балеты "Шопениана" и "Сильфида". В главных партиях балерины с ярко выраженной восточной внешностью, хотя и с вполне русскими именами и фамилиями. Романтические балеты, квинтэссенция европейского искусства в исполнении балерин с раскосыми глазами. Чем-то мне это напомнило подземный переход на Невском проспекте.