Фридман оптом и в розницу
Прошлая неделя ознаменовалась беспрецедентным событием на рынке российского ритейла. О слиянии объявили две крупнейшие в стране розничные сети – «Пятерочка» и «Перекресток» (второе и третье места по обороту в 2005 году соответственно).
Сделка пройдет в два этапа. Сначала «Пятерочка» приобретет 100% акций гибралтарской компании PerekriostokHolding(владеет «Перекрестком») у ее основного владельца «Альфы-групп» и топ-менеджеров самой сети. За контроль над «Перекрестком» «Пятерочка» заплатит деньгами всего $300 млн, а остальная сумма будет выплачена 15,8 млн акций новой эмиссии. Общая сумма сделки оценивается в $1,365 млрд.
Уже этим летом «Альфа-групп» приобретет дополнительно 14,5 млн акций объединенной «Пятерочки» у ее акционеров-учредителей Андрея Рогачева, Александра Гирды, Татьяны Франус и Игоря Видяева за $1,178 млрд. Таким образом, «Альфа» и руководители «Перекрестка» консолидируют 54% акций объединенной компании. Четверым основателям «Пятерочки» достанется всего 21,2%. До сделки они владели 67,9% акций «Пятерочки» (остальные торговались на фондовом рынке).
Бренды и форматы владельцы новой компании менять не собираются. Операционное руководство магазинами будет осуществлять прежний менеджмент «Перекрестка» и «Пятерочки». При этом предполагается создание общего корпоративного центра, который займется вопросами финансирования совместных проектов, сделками по слиянию и поглощению и закупками товаров для обеих сетей. По прогнозам, экономия на издержках от слияния к 2008 году составит $85 млн. «Только на закупках объединенная компания сможет сэкономить до 3% от выручки», – говорит Андрей Рогачев.
В результате сделки на рынке появится крупнейший ритейлер, намного обгоняющий по масштабам ближайшего конкурента. Так, к концу 2005 года суммарный оборот «Пятерочки» и «Перекрестка» составил $2,37 млрд, в то время как оборот крупнейшей на тот период росcийской сети «Магнит» – $1,57 млрд.
«Преимущество новой компании в ее мультиформатности, – отмечает начальник отдела фундаментального анализа БК «Открытие» Наталья Мильчакова. – «Пятерочка» – дискаунтеры, а «Перекресток» – супер- и гипермаркеты. Такая компания сможет создавать нужные форматы под любые доступные для торговли площадки».
Насколько эффективным в действительности окажется нынешнее объединение, пока сказать трудно. «Новой структуре еще предстоит зарекомендовать себя на рынке. Неизвестно, смогут ли две разные команды менеджеров реализовать озвученные бизнес-задачи», – заявил «Ко» представитель одной из ведущих российских сетей. По мнению некоторых участников рынка, истинной целью слияния может быть дальнейшая перепродажа компании. «Стратегия развития объединенной компании будет зависеть от рыночной конъюнктуры. Выходить из розничного бизнеса в ближайшее время не имеет смысла. Но мы готовы рассматривать предложения и продавать участие в своем бизнесе», – сообщил на пресс-конференции президент «Альфы-групп» Михаил Фридман.