GOLD 1582.40
РТС 1008.85
DJIA 21181.48
NASDAQ 7201.80
бизнес

Илон Маск переключился на Россию

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

На прошлой неделе глава Tesla Илон Маск выступил с очередным громким заявлением. Миллиардер сообщил, что рассматривает Россию как место для размещения нового завода по производству электрокаров. В России на сотрудничество уже согласились, однако опрошенные журналом «Компания» эксперты видят в высказывании Маска пиар-ход и большую авантюру.

Идею открыть производство Tesla в России Маск озвучил на всероссийском научно-просветительском марафоне «Новое Знание». Общаясь с его участниками по видеосвязи, миллиардер сказал, что в скором времени Tesla может официально выйти на рынок России и стран СНГ. В России Маск думает не только продавать электрокары, но и запустить их производство (пока в стране нет офиса Tesla, а ее авто можно купить через компанию-импортера).

Реакция со стороны российских чиновников не заставила себя долго ждать. Спустя час после высказывания Маска губернатор Калужской области Владислав Шапша предложил открыть предприятие у себя в регионе. Чуть позже к «флешмобу» присоединились губернатор Подмосковья Андрей Воробьев и глава Удмуртии Александр Бречалов. «Welcome to Udmurtia! Площадка для вас готова!» — написал последний.

Минпромторг тоже не стал медлить с ответом. В тот же день Маска пригласили в Россию для обсуждения строительства завода. «Кстати, для локализованных производителей у нас действует ряд мер государственной поддержки. Приезжайте, обсудим», — написали сотрудники Минпромторга на любимой площадке Маска — в Twitter.

Свои условия

Чуть позже глава ведомства Денис Мантуров уточнил это высказывание, озвучив Маску некоторые условия. По его словам, привлекательность такого сотрудничества для России — в получении новых знаний.

«Главная задача государства — создавать добавленную стоимость, остающуюся в стране, и локализовывать технологии, которых у нас нет или по которым мы хотели бы получить дополнительные компетенции. Поэтому, если господин Маск будет взаимодействовать с нами в плане обмена технологиями и создания добавленной стоимости — почему бы и нет?» — сказал министр в интервью «Аргументам и Фактам».

Мантуров напомнил, что в России есть собственные наработки в сфере электротранспорта. Так, электробусы КамАЗа уже ездят по маршрутам городского транспорта, у ГАЗа есть свои электробусы и предложения по электрической ГАЗели. Компания Zetta создала бюджетный маленький электромобиль, а АвтоВАЗ — «Ладу Веста Электрик».

Тем не менее технологии, которые есть у российских производителей, не позволяют снизить цены до уровня, удовлетворяющего запросы рынка. По словам Мантурова, для мощного рывка необходимо, чтобы электромобили в России по цене могли конкурировать с авто с двигателями внутреннего сгорания.

«Если Илон Маск или другие производители, наши в том числе, решатся на более масштабные проекты в области легковых электромобилей, то наша задача будет состоять в создании зарядной инфраструктуры <…> и стимулирующих регуляторных механизмов — к примеру, будем обсуждать и решать вопрос транспортного налога», — сказал министр.

Через Tesla к звездам

Предложение Маска — по большей части PR-акция самого себя, рассказал журналу «Компания» автомобильный эксперт Вячеслав Субботин. Он уверен, что бизнесмена, основавшего также создателя космической техники SpaceX, куда больше интересует сотрудничество с Россией в космосе.

«История с Tesla — это просто заход. Дескать, он построил завод, вложил в это деньги, а теперь Роскосмос должен заплатить ему за программу или войти в его программу», — предположил эксперт.

В то же время приход Tesla в Россию видится Субботину вполне реальным. На его взгляд, проблемы у компании возникнут не на этапе строительства завода, а после, когда Tesla столкнется с низким спросом на свою продукцию.

«Сейчас у нас в стране примерно 800 штук Tesla, и есть очень большие проблемы с обслуживанием. Нет ни допуска, ни запчастей, а самое главное — возможности работать с бортовым компьютером, который управляет всем этим автомобилем», — напомнил эксперт.

По словам Субботина, передавать свои наработки России Маск не будет. Такая ситуация уже наблюдалась с компанией Volvo, которая не стала делиться технологиями с купившей ее Geely. Однако собственные разработки страны не уступают американским. Хорошие разработки есть у «Яндекса», а нижегородский ГАЗ поставил на серийное производство электромобиль NEXT Electro.

«У нас уже построили хорошие электромобили, ничем не хуже, чем у Tesla, так что какие там технологии? Хорошие технологии в плане электромобилей есть у BMW. Вот они умеют круто делать машины, чтобы они хорошо управлялись и ездили. А Tesla с точки зрения управляемости в сравнении с BMW— простенький автомобиль», — заверил эксперт.

Tesla в космосеФото: SpaceX

За электрокаром будущее?

Илон Маск — одновременно великий авантюрист и гениальный маркетолог, отметил автоэксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин. Все его проекты неизменно связаны с его именем, вне зависимости от того, кто в реальности их воплощает.

«Илон Маск — это что-то типа удачливого Остапа Бендера. Только если Бендер довольствовался жалким миллионом, то Маску легко дают миллиарды. Поэтому, если этот авантюрист идет в Россию, я думаю, он получит деньги и здесь», — уверен эксперт.

По мнению Колодочкина, у России сейчас нет нужды в новых электрокарах. Вместо этого ей необходим завод по производству литиевых источников тока. В стране «зверски не хватает» аккумуляторов для электротранспорта, а для удобства он нуждается в быстрой зарядке.

«Сейчас крупнейшие автопроизводители один за другим заявляют, что через десяток лет перейдут на электроснабжение, (может, это авантюра, но сейчас все говорят именно так). Поэтому нам тоже нужны свои источники тока. Даже если мы начинаем что-то делать у себя, при ближайшем рассмотрении оказывается, что источники тока у нас импортные, а нужно иметь свои. Так что, если с помощью этого уважаемого авантюриста мы сделаем хоть это, было бы здорово», — считает Колодочкин.

По его словам, конкуренция по цене между обычными авто и электрокарами реальна, но последние сегодня готовы брать лишь единицы. Дело в маленьком радиусе поездки — максимум 400 километров без подзарядки, а значит спроса на такие авто не будет, сколько бы они ни стоили.

Сегодня в России электрокар устроит лишь жителей крупных городов, добавил Субботин. Они могут использовать его для поездок на работу и с работы. При этом спрос на электромобили будет расти лишь тогда, когда в стране будет развит частный сектор. Это связано с долгим временем подзарядки (20 минут против 30-40 секунд в случае с обычным авто).

«Поэтому, когда говорят, что нужно просто везде поставить розетки, это глупо. Те, кто так говорит, никогда не ездил на электромобилях. При нынешней батарейке это можно сделать только дома: приехал, поставил авто на восемь часов на зарядку, вышел и поехал. Вот почему электромобили хорошо пошли в США, а у нас, в Париже или Лондоне такое сделать очень сложно», — заключил эксперт.