Top.Mail.Ru
архив

«Капитал»-2

14.04.200300:00

«Сегодня ты – банкир, а завтра – фуфло». Эта фраза руководителя одного из московских банков вполне могла бы стать эпиграфом к роману «Все, что считается». Правда, судьба главного героя книги – банковского клерка Томаса Шварца пока не слишком типична для его российских коллег. В наших пенатах сотрудники отделов по работе с проблемными клиентами редко оказываются на улице. Это вовсе не значит, что абсолютно все справляются со своими обязанностями. Просто в отечественных банках для такой категории сотрудников увольнение является слишком мягким наказанием. Достаточно полистать страницы криминальной хроники.

Еще одно разительное отличие: герой, «кинувший» в результате и свой банк, и «братву», в результате с похищенными деньгами добрался аж до Монако. В России после аналогичной операции он не доехал бы и до Щербинки или Калища (если пострадавшим оказался бы питерский банк). Сразу видно, что в немецкой спецслужбе BND не так пекутся о банковской системе, как в ФСБ или МВД. Наверно, поэтому немецкие банки столкнулись с кризисом «плохих» долгов несколько раньше российских.

Зато вряд ли у нас не найдется единомышленников Томаса Шварца, которые также, как и он не представляют себе, «что такое легальность и законность, когда речь идет о деньгах». И вовсе не обязательно жить в Мюнхене или во Франкфурте, чтобы называть дураком, человека, который не уходит от налогов, «а тот, кто дал себя поймать, дурак вдвойне».

В пику своему знаменитому соотечественнику Карлу Марксу Георг Освальд формулирует новый закон капитала: «разрешено все, что нравится». Томас Шварц называет это «законом карнавала». И, судя по тому, как популярны в России «маски-шоу» можно сказать, что идеи Освальда/Шварца у нас понимаются также буквально, как когда-то идеи Маркса.

 

Георг Освальд «Все, что считается»

Амфора, Санкт-Петербург, 2002

Еще по теме