Top.Mail.Ru
архив

Картежники

Масштабные задачи требуют масштабных решений. Эта банальная истина вновь была подтверждена во время праздничного саммита Россия – ЕС в Москве. Кто не помнит, сколько сложностей и проблем стояло и стоит на пути плана урегулирования палестинско-израильского конфликта «Дорожная карта»? Видимо, среди прочего реализации задачи мешает недостаточность масштаба. На московском саммите речь шла о развитии идеи «четырех пространств» до их высшей стадии – реализации четырех «дорожных карт», отражающих все основные направления российско-европейского взаимодействия. От более подробного изложения содержания этих замечательных планов освобождает непреходящее сомнение в их реализации. Здесь вообще трудно отделаться от ощущения, что игра в новые термины вполне заменяет собой реальные подходы в вышеназванных российско-европейских взаимоотношениях. Хотя история знает немало славных лозунгов, обозначающих серьезные политические намерения, – от рожденного в США «империи зла» до необычайно популярного северокорейского «темпа Чхоллима, темпа преданности Вождю» времен Ким-Ир-Сена. Дело, очевидно, не только в том, кто придумывает лозунг, но и в том, кто и какими ресурсами его реализует. С этой точки зрения лозунг про четыре дорожные карты – просто красавец, жалко даже, что шансов стать реальной политикой у него очень немного.

Хотя, согласимся, масштаб – не придерешься. У израильтян с арабами – одна карта, тоже дорожная. У пушкинского Германна (это не имя, а фамилия) – хоть и не дорожных, но все же было три карты. А здесь целых четыре – и все дорожные. Дух захватывает, что могло бы получиться, если бы все это осуществилось. Но пока Россия и то, что в ней происходит, полностью принадлежит Европе только в своей географической части, что, конечно, как принято говорить, вполне амбивалентно. То есть кому-то это обидно, а для кого-то это и есть признак национального самосознания и национального духа.

Был, однако, во всех этих семантико-политических упражнениях один действительно существенный вопрос – об облегчении визового режима для российских граждан. И здесь участники переговоров всех порадовали намерениями беспрерывно работать над усилиями по реализации этой идеи. То есть результат пока – ноль. Европейцы требуют навести порядок с гражданами, которые прибыли из России и находятся в Европе с нарушением действующих там правил и законов. Совершенно правы европейцы. И давайте скажем прямо, прав и президент Путин, который не готов посылать в Европу летучие отряды для отлова и возвращения на родину этих граждан. Потому что в таком случае от наших специализированных отрядов не только единая Европа, но и просто Европа по частям – может сильно затрещать.

И хотя все тут правы, визовых облегчений, конечно, хочется. Но это пока действительно невозможно. И дело тут не только в консервативном подходе европейцев. Дело в реальном состоянии контроля за эмиграцией в самой России, прямо связанной с коррупцией: государственной – на уровне госчиновников и ведомственной – на уровне разрешительных органов внутренних дел, визовых служб и милиции. Если кто еще сомневается и кому-то лень или жалко тратиться на газеты – загляните в Интернет. И узнаете, сколько стоит оформление вида на жительство, разрешения на работу, миграционных документов для тех, кто приехал в Россию. Это одна сторона. А вторая – это прейскуранты на загранпаспорта и визы для тех, кто хочет выехать на Запад. Вот и получается, что в определенном, а именно коррупционном смысле, российско-европейские границы уже достаточно прозрачны – безо всяких дорожных карт.

Здесь-то решение давно известно – возможность оформить все по закону не должна превращаться в мытарства и стояния в бесконечных очередях как в родных ОВИРах, так и в менее родных консульских отделах посольств. И решить эти проблемы как раз вполне по силам, если освободить время за счет различных переговоров, даже и с такими красивыми названиями.

Еще по теме