Top.Mail.Ru
архив

Холодная весна-2000

На этот раз в анкету для оценки экспертов мы включили только тех кандидатов в президенты, кто успел сдать более полумиллиона подписей в Центризбирком. Круг претендентов на 17 февраля ограничивается всего 14 кандидатами. С 15 февраля 2000 года официально зарегистрированы и уже могут вести агитационную кампанию лишь четыре человека - Зюганов, Подберезкин, Путин, Тулеев. Вероятно, что к моменту выхода журнала в свет число претендентов еще сократится: на 21 февраля назначены последние "разборки" с кандидатами в Центризбиркоме.

На первом месте стабильно остается кампания Путина: средний балл, выставленный экспертами, - 3,8. Если сравнить выявленные нами PR-акции Путина (см. таблицу) с PR-кампаниями других кандидатов, то перечень мероприятий кампании и.о. президента сопоставим с перечнями всех остальных кандидатов, вместе взятых, а по качеству сильно превосходит их. Тем не менее отрыв Путина от других кандидатов уже не так впечатляет - Путин и его команда начали допускать ошибки, и это, безусловно, снижает экспертные оценки. Конечно, промахи любых кандидатов - подарок для конкурентов и используются ими "на полную катушку".

Самый громкий прокол и.о. - дело Бабицкого. Помимо причастности к скандалу спецслужб, которые Путин, безусловно, должен патронировать и контролировать (а если не контролирует, то это еще больше должно бить по его рейтингу), и.о. президента позволил себе слишком долго отмалчиваться и неудачно отшучиваться по этому больному для СМИ вопросу. У многих зрителей именно поэтому не возникает никаких сомнений в полной информированности Путина по делу Бабицкого.

Вторая ошибка - история с письмом об оскорблении достоинства и.о. президента его же куклой с НТВ. Подобным образом несколько лет назад уже "прокалывались" "доброжелатели" Ельцина. Напомню, что генеральный прокурор РФ Ильюшенко возбуждал против программы "Куклы" уголовное дело за оскорбление чести и достоинства президента Ельцина. Непростительно наступать на одни и те же грабли дважды. Видимо, не знающих, как еще выслужиться, "доброжелателей" у Путина слишком много - за всеми не уследишь. Чрезмерно угодливые профессора из путинской альма-матер оказали ему настоящую медвежью услугу.

И наконец, о самом больном: "Не надо было водку трогать!" Эта ошибка может иметь весьма серьезные последствия. "Повышение цен на водку", которого в действительности и не было, но о котором так долго говорили и которое неизбежно произойдет, затрагивает глубинные интересы почти всего электората. Подорожание водки по указанию сверху - это покушение на святое. Другое дело - малопонятная для народа шумиха, поднятая СМИ вокруг корреспондента "Свободы", в то время когда в Чечне гибнут и пропадают без вести тысячи российских парней, о которых почти никто не вспоминает. Очевидно, что кто-то из министерства экономики вскоре поплатится за водку своей должностью, но результат уже не изменишь - рейтинг Путина наверняка снизится еще на несколько процентов.

Рейтинг снизится, хотя PR-кампания Путина проводится очень активно и широко. Хотя часто складывается впечатление, что на Путина работают две различные команды. Иначе очень трудно объяснить сочетание таких разнородных акций, как типично советский партхозактив в Краснодаре и ритуальное посещение образцового колхоза, с одной стороны, и выходы без видимой охраны в народ в Сочи или катание на горных лыжах - с другой. Насколько низко эксперты оценивают краснодарскую агитационную поездку, настолько же высоко они отзываются о нормальном "человеческом" поведении и.о. на отдыхе. Есть подозрение, что инициатором и автором сочинского PR Путина является он сам. Если это подозрение обоснованно, то нужно признать, что Путин самый талантливый пиарщик в российской политической элите (пока, пожалуй, после Жириновского).

Впрочем, и у него бывают неудачные импровизации, например ответ Путина на вопрос зеленоградской молодежи о его экономической программе. Высказанные Путиным опасения о том, что оппоненты начнут ее "тут же грызть и рвать", если программа будет выставлена на суд общественности, вызвали слухи о желании кандидата избежать публичных дискуссий. Это может также свидетельствовать о неготовности к публичному отстаиванию собственных позиций. Окончательно разъяснит подход и.о. президента к предвыборной борьбе его ответ на предложение Зюганова поучаствовать в теледебатах.

Один из новых ходов насыщенной и разнообразной PR-кампании и.о. президента - очевидное желание команды сделать Путина "человечным" кандидатом через освещение его личной жизни. Отсюда и катание на лыжах, и двухдневное интервью в домашнем интерьере с собачкой. Еще одна тенденция - усилия по формированию стратегической составляющей образа Путина. Желание понятное - ведь Запад продолжает рассматривать будущего президента как "темную лошадку". Российский электорат склонен видеть в Путине белый лист бумаги, на котором каждый рисует то, что ему хочется. Осознание этого факта у команды Путина присутствует. Поэтому активно раскручивается Центр стратегических разработок Германа Грефа, в уста и.о. президента вкладываются обязательные слова о приверженности демократическим принципам и свободе слова, о "диктатуре закона" и т.д.

Еще одно наблюдение: Путин довольно резко изменил стратегию своей предвыборной кампании в последний период. От решительных шагов в бытность премьером, которые снискали ему славу и рейтинг (одна чеченская операция чего стоит!), Путин перешел к выжидательной тактике, опасаясь резких действий и заявлений в области внешней политики, экономики и кадровых вопросов. Так, конечно, надежнее с точки зрения сохранения самой широкой поддержки в кругах элиты и электората. Но на фоне реальной предопределенности выбора (или отсутствия оного) на предстоящем голосовании, неизбежных ошибок правительства и окружения и.о., за которые все равно он несет ответственность (уже упомянутые водка и Бабицкий), Путин не может показать своей конструктивности или стратегической перспективности. Обещания начать действовать после победы, когда уже сегодня в руках этого кандидата имеется больше ресурсов и полномочий, чем у кого бы то ни было, могут заставить электорат засомневаться. Негативный результат этой выжидательной тактики - угроза срыва выборов из-за неявки половины избирателей. И сегодня это самая большая проблема Путина.

Сейчас Путину исключительно важно показать, что он готов действовать по собственному плану, что он эффективен и состоятелен, невзирая на предвыборные обстоятельства; что для него важно "сделать хоть что-то во благо России за эти месяцы", а не только добиться желаемого результата на выборах и легитимно получить власть. Решительная линия поведения наверняка была бы весьма эффективной и вызвала бы симпатии избирателей. Складывающиеся обстоятельства позволяют Путину проводить свою стратегическую линию, а не кормить избирателей обещаниями, как это делают другие кандидаты. И.о. президента мог бы подняться над схваткой и сыграть с избирателем не в игру "выбери меня", а обозначить ему перспективу, предложить направления развития общества. Пока же продолжается инерционное развитие по образу позднеельцинской эпохи, и это может сильно разочаровать избирателя. Тем более что ко второму туру выборов, который нельзя исключать, уже исполнится 100 дней и.о. президентства Путина и ему публично могут быть предъявлены самые серьезные счета.

Тактические новинки в предвыборной борьбе используют и другие кандидаты. Раньше других это продемонстрировал Г. Зюганов, чью PR-кампанию наши эксперты оценили очень высоко - средний балл 3,3. Создается впечатление, что лидером КПРФ занимаются не только аппаратные специалисты, но и внешние PR-консультанты. Публичная составляющая в агитационной кампании Зюганова уже сейчас на порядок выше, чем в прошлой президентской кампании 1996 года, не говоря уже о парламентской гонке-99. Более того, эксперты отмечают необычно высокую креативность PR-акций и их оригинальность. Экстренный агитвыезд на предприятие "Мосхимфармпрепараты", где существует конфликт трудового коллектива, менеджеров и собственников, или обед с иностранными журналистами - совершенно неординарные для Зюганова шаги. Наверное, именно в силу новизны эти акции получили столь высокую оценку экспертов. Очевидно, что КПРФ оказалась также наиболее подготовленной к неожиданно назначенным выборам партией - сдать подписи в ЦИК и официально зарегистрироваться Зюганову удалось первым.

Рейтинг президентских PR-кампаний

(1 - 13 февраля 2000 года)

PR-кампанияБаллы
1Кампания Путина Кадровая политика: смена представителей президента в регионах, назначения Добродеева (ВГТРК), Швыдкого (Минкульт) Освещение войны в Чечне и взятия Грозного Встреча с госсекретарем США М. Олбрайт Реструктуризация Лондонским клубом части госдолга СССР Выходы в народ: встречи со студентами и учеными в РАН Встреча с мэром Москвы Юрием Лужковым PR-сопровождение поездки в Кранодар, Сочи3,77
2Кампания Зюганова Формирование избирательного штаба Зарегистрирован ЦИК первым кандидатом в президенты Обнародована предвыборная программа действий кандидата Обед для иностранных журналистов, публикации в СМИ Поездка на завод "Мосхимфармпрепараты"3,27
3Кампания Явлинского Встреча с госсекретарем США М. Олбрайт Борьба с "кожеедами" в Госдуме Выступление в программе Доренко3
4Кампания Титова Поддержка партией "Демократическая Россия"1,91
5Кампания Тулеева Организация публикаций в СМИ1,82
6Кампания Скуратова Пресс-конференции Скуратова в Москве и Улан-Удэ, реакция в СМИ1,77
7Кампания Жириновского1,55

В таблице приведены только те кандидаты, которые начали проводить активную PR-кампанию. Остальные (Аксентьев-Кикалишвили, Говорухин, Джабраилов, Памфилова, Подберезкин, Савостьянов, Хрусталев) сдали подписи в ЦИК, но в активных действиях замечены не были.

Экспертами рейтинга выступают:

А.А. Андреев, пресс-секретарь фракции КПРФ; С.Д. Беленков, начальник управления по связям с общественностью мэрии Москвы; М.Ю. Виноградов, обозреватель газеты "Русская мысль"; А.К. Гнатюк, президент "ИМА-консалтинг"; Д.Д. Дегтяренко, главный редактор информационно-аналитического бюллетеня "Новости СМИ"; В.А. Евстафьев, президент рекламной группы "Максима"; Б.Л. Еремин, главный редактор журнала "Советник"; А.Е. Загрядский, исполнительный директор Ассоциации российских банков; Н.И. Кротов, руководитель службы по связям с общественностью телерадиокомпании "Прометей"; З.Э. Ларькина, генеральный директор информационного агентства AK&M; И.Е. Минтусов, председатель совета директоров центра политического консалтинга "Никколо-М"; А.П. Ситников, президент консалтинговой группы "Имидж-контакт"; А.П. Торшин, заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО); Г.Г. Ханов, президент холдинга Publicity; А.А. Чеснаков, директор Центра политической конъюнктуры России; И.Е. Ясина, обозреватель газеты "Время МН".

Еще по теме