Корейская ласточка
Корейская группа Lotte планирует построить в Москве 26-этажный торгово-деловой комплекс. На реализацию этого проекта компания, чей оборот в прошлом году составил около $15 млрд, выделяет $140 млн. «Центром притяжения» комплекса, запуск которого намечен на 2006 год, станет шестиэтажный магазин формата departmentstore.
В России этот торговый формат пытаются эксплуатировать единицы – финская компания Stockmann, арендующая площади в «Смоленском пассаже», и торговый дом ГУМ, открывший в марте 2002 года сеть магазинов «Стильный город» на базе бывших универмагов в Кузьминках и Люблино.
Departmentstore – это рассчитанный на массового покупателя универмаг, в котором продаются промтовары практически всех категорий (в первую очередь одежда, обувь и аксессуары). Магазины данного формата, как правило, принадлежат и находятся в управлении одной компании. Так работают английские сети Selfridges и Marks & Spencer, французская Printemps, немецкая Karstadt, японская Takashimaya и уже упомянутая Lotte.
Внедрять концепцию departmentstoreв 2002 году собирались в ЦУМе, о чем неоднократно заявлял его бывший акционер и председатель совета директоров Лев Хасис. Однако осенью 2002 года он продал свои акции компании Mercury, которая пока также не реализовала свои department-планы в отношении ЦУМа. А недавно был закрыт один из магазинов «Стильный город». По словам Владислава Есина, гендиректора этой сети, из-за того, что появившийся по соседству торговый центр «Москва» оттянул на себя часть покупателей. Сейчас ГУМ открывает филиалы в регионах, где конкуренция не так высока: недавно «Стильный город» появился в Красноярске, к открытию готовится магазин в Новосибирске. Финская Stockmann также разворачивает формат departmentstoreи в 2004 году планирует открыть универмаги в двух торговых комплексах «Мега». По сведениям «Ко», компания «Джамилько», один из крупных продавцов модной одежды, в прошлом году вела переговоры с сетью бутиков BoscodiCiliegi о совместном строительстве крупного универмага, но к согласию стороны так и не пришли. Теперь же в ряды операторов departmentstore собираются вступить корейцы.
Есть несколько причин, почему успешный в Европе и Америке торговый формат до сих пор широко не распространен в России. По мнению Олега Войцеховского, управляющего директора Российского совета торговых центров, помимо необходимости крупных инвестиций препятствием является отсутствие специалистов, способных грамотно управлять таким форматом. И, несмотря на бум строительства торговых центров, непросто найти подходящее помещение под departmentstore. Потянутся ли за корейской ласточкой остальные иностранные сети такого формата? «Я не ожидаю прорыва со стороны операторов из Юго-Восточной Азии, – говорит Войцеховский. – Скорее всего, это будут западные компании».